РЕЙМССКИЙ СОБОР - Страница 2

Во втором ярусе высокие стрельчатые окна и ряд колонн и пинаклей наращивают и визуально заостряют вертикальную устремлённость фасада. Порталы украшены круглыми витражными окнами-розами, необычными по композиции. Самая большая роза заменяет традиционный скульптурный тимпан центрального портала – заполняет охваченный широкой аркой центр второго яруса. Над ним традиционно помещена «Галерея королей» с рядом статуй большого размера. Перенесённую в верхнюю часть здания «Галерею королей» и верхние ярусы башен достраивали до XV в. Высокая башня со шпилем помещена не над средокрестием, а над главной апсидой, которая окружена деамбулаторием с пятью апсидиолами. Верхние окна трансепта были заполнены стёклами черно-белых витражей «гризайль» (XIII в.). Многие цветные витражи утрачены ещё в XVIII в. Собор был построен позже собора Парижской Богоматери и Шартрского собора, но значительно раньше, чем соборы в Страсбурге, Амьене и Бове. Начиная с периода Средневековья и до XIX в. он был местом коронации практически всех французских правителей монархов благодаря легенде о Святой Стекляннице (сосуде с мирром) и политическому могуществу Реймсского архиепископства. Первый собор, построенный епископом Никазием (Saint Nicaise) на месте галло-римских терм, уже тогда был посвящён Богоматери. В Реймсском соборе в 498 г. (или в 496 г.) св. Ремигий крестил Хлодвига I (481–511 гг.). В 816 г. сын Карла Великого (800–814 гг.) Людовик I Благочестивый (814–840 гг.) короновался в Реймсе императором, здесь же проходила и коронация Генриха I Капетинга (1031–1060 гг.). Последним (29 мая 1825 г.) короновался в Реймсе Карл X Бурбон (1824–1830 гг.). Короли присягали (как на таинственной рукописи) на славянском Реймсском Евангелии, которое попало в собор в XVI в. Во время Первой мировой войны Реймс был захвачен немцами и четыре года оставался в зоне боевых действий. В сентябре 1914 г. в результате бомбардировки собор был превращён в «море огня». Были уничтожены остатки витражей, в том числе большая роза (теперь частично восстановленная), значительно пострадали статуи. В 1914 г. французский писатель Ромен Роллан (1866–1944 гг.) опубликовал статью «Pro aris» («В защиту алтарей»), осуждающую варварство немецких войск. В защиту шедевра средневековой архитектуры выступили и русские художники объединения «Мир искусства». Сбитые во время бомбардировок фрагменты скульптуры собора, отдельные статуи, а также шпалеры XV в. из мастерских Арраса, на которых изображены сцены из жизни короля Хлодвига, собраны в здании бывшего епископского дворца (Palais Du Tau), перестроенного в конце XVII в.



 
PR-CY.ru