Словарь по христианству П ПАИСИЙ

ПАИСИЙ

ПАИСИЙ – Александрийский патриарх (15 октября 1657 г. – около 1665 г., 1668 г. – 1677/1678 г.). Был первым александрийским первосвятителем, посетившим Россию, одной из центральных фигур в истории греческо-русских связей второй половины XVII в. Его полный титул «Паисий милостью Божией папа и патриарх великогограда Александрии и судья вселенной»). В Царском Титулярнике 1672 г. среди 11 портретов вселенских и московских патриархов помещён его выразительный портрет. Паисий способствовал деятельности московского патриарха Никона (1652–1666 гг.) по исправлению богослужебных книг. В связи с «делом патриарха Никона» его деятельность исследовалась довольно подробно. Событийная канва пребывания Паисия в Москве в деталях реконструирована уже в «Истории русской церкви» митрополита Макария (Булгакова); общая картина этого ключевого для русской истории эпизода не изменилась и сейчас. Он прибыл в Москву 2 ноября 1666 г. по приглашению царя Алексея Михайловича (1645–1676 гг.) и принял активное участие в деле патриарха Никона. Вместе с Антиохийским  патриархом Макарием III аз-Заимом (1647–1672 гг.) Паисий, как патриарх, имеющий титул «судьи вселенной», т.е. главного канониста Восточной церкви, председательствовал на заседаниях Большого Московского собора 1666–1667 гг., санкционировал осуждение Никона и отлучение старообрядцев, а также решение вопросов о разграничении прерогатив светской и духовной властей. Своим присутствием и активной деятельностью он придал легитимность беспрецедентному суду над патриархом. Именно Паисий со своим статусом мог разрешить возникшую коллизию, которая угрожала обрушить всю символическую вселенную Московского царства. Алексей Михайлович, обращаясь к Паисию, апеллировал к авторитету «материнской» византийской церкви, который был в то время практически неоспоримым. Это был идеологический и политический ход, который позволял разрешить «дело Никона», не противопоставляя «харизмы» царя и патриарха, не разрушая унаследованный Россией византийский принцип организации духовно-политического универсума, который требовал сбалансированного дуализма двух властей – светского государя и духовного пастыря. Паисий и прибывший с ним Антиохийский патриарх Макарий III возглавили интронизацию нового Предстоятеля Русской церкви Иоасафа II (1667–1672 гг.). Паисий Александрийский принимал активное участие во всех восьми заседаниях Собора, осудившего Никона (последнее заседание состоялось 12 декабря 1666 г. в кельях восточных патриархов в Чудовом монастыре, где был зачитан написанный по-гречески и по-русски Соборный приговор), и во всех заседаниях Собора с момента их возобновления 26 февраля 1667 г. (после избрания нового московского патриарха Иоасафа II) для рассмотрения поставленных Алексеем Михайловичем вопросов, требовавших обсуждения и решения.

 



 
PR-CY.ru