Словарь по христианству П ПИТИРИМ

ПИТИРИМ

ПИТИРИМ (около 1665–1738 гг.) – Нижегородский епископ. Происходил из простого звания и был сначала раскольником; православие принял, будучи уже в зрелом возрасте и жил в Переяславском Николаевском монастыре в звании строителя. Здесь с ним познакомился царь Петр I (1672–1725 гг.). Когда в конце первого десятилетия XVIII в. Петр обратил особое внимание на нижегородских раскольников, он избрал исполнителем своих намерений Питирима. Его деятельность была первоначально чисто миссионерская; для обращения раскольников в православие он употреблял исключительно средства увещания. Результатом такой деятельности Питирима явились его ответы на 240 раскольничьих вопросов, изданные, по повелению Петра I, под заглавием «Пращица противо вопросов раскольнических» (1721; повторно в 1726 и в 1752 гг.). По словам А. Опоцкого, «Пращица», опираясь на свидетельства, возбуждавших сомнения, должна была сильнее укрепить раскольников в той мысли, что раскольническое учение истинное и утверждается на непоколебимых основаниях. Видя неуспех своей миссионерской деятельности, Питирим постепенно перешел к принуждению и преследователям. Его влиянию и советам исследователи приписывают те жестокие меры, которые стали тогда применяться к раскольникам. В 1715 г. Петр I издал указ на имя Питирима, в котором угрожал смертной казнью всем, кто будет препятствовать ему в деле обращения раскольников. В 1718 г. Питирим предложил Петру целую систему действий против раскольников. В своем «доношении» он выставлял на вид, что раскольники – вредные люди не только с религиозной, но и с государственной точки зрения, как противники гражданского и церковного порядка. Этих врагов церкви и государства много, до 200 тыс. Тех из них, которые так или иначе содействуют распространению раскола, следует лишать свободы и наказывать, но при этом действовать негласно: «Не худо расколоучителей не явным промыслом смирять». Простых раскольников Питирим не считал нужным наказывать, но только настаивал на том, чтобы с них «двойной оклад ежегодно был правим». Попов, укрывающих раскольников, советовал разыскивать и строго наказывать, а раскольников в старосты и бурмистры по городам и селам не выбирать на том основании, что они притесняют православных. Предложения Питирима скоро получили практическую силу. В помощь ему Петр назначил капитана гвардии Ржевского; командированы были светские чиновники и к другим духовным лицам, занимавшимся борьбой с расколом. Инструкция, данная Ржевскому, являлась не чем иным, как повторением «доношения» Питирима. С приездом Ржевского, который должен был действовать, советуясь с Питиримом, начались преследования раскольников; многие из них бежали. Питирим изыскивал меры, чтобы предупредить эти побеги. С 1718 по 1725 гг. в Нижегородской епархии открыто было раскольников до 47 тыс. чел. Из них до 9 тыс. приняли православие; часть записалась в двойной оклад, так что за 1718 и 1719 гг. Ржевский собрал с 19 тыс. человек около 18 тыс. руб. Упорных монахов ссылали на вечное заточение в монастыри, а мирян наказывали кнутом и отправляли на каторжную работу. Имя Питирима произносилось раскольниками с омерзением; про него складывались разные легенды. В 1720 г., например, судили одного раскольника за то, что он распространял, «будто де оного вора Питиримку, раскольнического гонителя, в Санкт-Петербурге сожгли». После смерти Петра I деятельность Питирима значительно ослабела; он уже не встречал прежнего сочувствия и поддержки в высших правительственных сферах. В царствование племянницы Петра I, Анны Иоанновны (1730–1740 гг.) Питирим был назначен непременным членом Синода, но скоро умер. Ржевский оставался при нем до 1728 г. Ср. А.А. Опоцкий, «Преосвященный Питирим, епископ Нижегородский, как деятель против раскола» («Христианское чтение», 1874, № 10 и 11); Н. Сахаров, «Деятельность Питирима Нижегородского против раскола» («Странник», 1881, №№ 1, 2, 3 и 8); Н.И. Субботин, «Материалы для истории раскола» (т. III); «История Нижегородской иерархии»; Г.В. Есипов, «Раскольничьи дела XVIII ст.». «Доношение Питиримово» о раскольниках напечатано в «Чтениях в обществе истории и древностей», 1860, IV.

 
PR-CY.ru