Словарь по христианству П ПИЕТИЗМ, ПИЕТИСТЫ

ПИЕТИЗМ, ПИЕТИСТЫ

ПИЕТИЗМ, ПИЕТИСТЫ (от лат. pietas – благочестие) – изначально мистическое движение внутри лютеранства, характеризующееся приданием особой значимости личному благочестию, религиозным переживаниям верующих, ощущению живого общения с Богом, а также ощущению постоянного нахождения под строгим и бдительным «Божьим оком». Пиетизм возник как оппозиция ортодоксальному протестантизму, как реакция на формализм лютеранского богословия, акцент в котором делался на догматику, и которая далеко не всегда была понятна прихожанам, а также как антитеза рационализму и деизму. Поскольку пиетисты не придавали большого значения догматике, то имело место взаимное влияние на аналогичные движения внутри других протестантских конфессий, из-за чего термин «пиетизм» употребляется и применительно к не связанным с лютеранством деноминациям и религиозным группам. Под пиетизмом понимается также религиозно-мистическое настроение, поведение, глубокое религиозное благочестие. Тяготея к традиционному мистицизму и реализуя его в рамках протестантизма, приверженцы пиетизма рассматривали его как возрождение якобы преданных забвению идей Реформации и Мартина Лютера (1483–1546 гг.). Основатель пиетизма, лютеранский пастор Ф.Я. Шпенер (1635–1705 гг.), ставил религиозные чувства выше религиозных догматов, отвергал церковную обрядность. Его последователи, молодые магистры, читавшие в 1689 г. поучительные лекции (collegia philobiblica), впервые стали называться в Лейпциге именем «пиетисты». Они придавали большее значение внутреннему благочестию, деятельной любви, нравственному усовершенствованию и искреннему раскаянию, чем соблюдению церковных правил и предписаний. Иначе говоря, Шпенер и его последователи ратовали за оживление религиозной жизни через развитие внутреннего мира верующих и аскезы, подчеркивали необходимость для верующих личного переживания Бога, которое позволяет утвердить высоконравственные принципы жизни и обрести Божественную благодать. Обновление и возрождение считались ими признаком спасительной веры, а духовное служение Богу всех верующих противопоставлялось, как нечто высшее, власти пасторов. Для возбуждения и насаждения благочестия они советовали устраивать поучительные сходки по домам (collegia pietatis), которые сам Шпенер ввел впервые во Франкфурте-на-Майне. Он призывал христиан к личной святости, проповедовал самодисциплину, которая включает в себя удаление от азартных игр, танцев и театра, умеренность в еде, питье и одежде, особо предупреждал против ношения ювелирных изделий, изысканных одежд и пьянства и говорил, что отличительным знаком пиетистов является желание «отказаться от свободы в спорных ситуациях». Поэтому пиетисты в целом носили простую одежду и удалялись от мирских развлечений, клятв, войн и судебных разбирательств. Несмотря на противодействие ортодоксальных лютеранских теологов, пиетизм приобрел немало сторонников, в том числе и вне лютеранства (в частности, среди кальвинистов). Пиетизм также воспламенил интерес к зарубежным миссиям, чего раньше недоставало в протестантизме. В то время как католики уже давно посылали своих миссионеров в нехристианизированные земли, протестанты тратили всю свою энергию на формулировку своих отличий, свержение католического ига и междоусобную борьбу с другими протестантскими течениями.

 



 
PR-CY.ru