ПИДАЛИОН

ПИДАЛИОН (от греч. – кормило, руль на корабле) – греческий сборник, составленный в конце XVIII и начале XIX вв. (1793–1800 гг.) двумя учеными монахами (Агапием и Никодимом) по распоряжению патриарха и синода Константинопольской церкви, с примечаниями на общеупотребительном греческом наречии. Ближайшим поводом к составлению этого труда было печальное состояние источников права в греческой церкви и невозможность для всех пастырей иметь у себя различные руководства по церковному праву. Цель издания Пидалиона – избрать из всех прежних толкований лучшие и формулировать их в кратких, но ясных и точных выражениях, для сведения и руководства «простецов». Название «Пидалион» сборник получил оттого, что христианская церковь у некоторых отцов и учителей церкви (Киприана, Златоуста, Василия Великого и др.) изображается в виде корабля, управляемого под верховной властью Самого Иисуса Христа святыми апостолами, соборами и отцами церкви, правила которых составляют как бы кормило или кормчего. Такое иносказательное название церкви встречается и в Апостольских постановлениях (II кн., гл. 58). Пидалион составлен на основании общего канона церкви, как он определен Трулльским собором (691–692 гг.) и изложен в «Синтагме» патриарха Фотия (858–867; 877–886 гг.). К тексту присоединены: а) толкования, взятые преимущественно у византийского историка Зонары (ум. после 1159 г.), частью же у хрониста Вальсамона (около 1140 – после 1199 гг.) и канониста Аристина (ум. после 1166 г.); б) 35 правил патриарха Иоанна IV Постника (582–595 гг.), 87 правил патриарха Никифора (806–815 гг.) и ответы Константинопольского патриарха Николая Грамматика (1084–1111 гг.) монахам из-за практического значения всех этих правил в Восточной церкви. В конце сборника помещено несколько статей церковно-юридического содержания (о степенях родства и запрещенных браках, о брачных договорах), а также форма употреблявшихся в древности представительных и увольнительных грамот для священнослужителей, отправлявшихся в чужие епархии, форма развода, форма завещания и т.п. Гражданские законы не включены в Пидалион; только из новелл приведены некоторые постановления, совершенно сходные с церковными канонами и помещенные в виде примечаний к ним. Этот сборник, изданный в Лейпциге (1801 г.) в небольшом количестве экземпляров, составлял библиографическую редкость, пока в 1841 г. не был снова издан в Афинах. Он был принят во внимание при издании славянской «Книги правил».

 
PR-CY.ru