Словарь по христианству П ПЬЕТРО ЛОМБАРДО

ПЬЕТРО ЛОМБАРДО

ПЬЕТРО ЛОМБАРДО (около 1435/1437–1515 гг.) – итальянский скульптор и архитектор. Настоящее имя – Пьетро Солари, прозвище «Ломбардо» («Ломбардец») он получил в Венеции, где обосновался в середине 1460 гг., заняв (наряду с Антонио Рицци) ведущее место в венецианской архитектуре и скульптуре второй половины XV в. Работал в Падуе (1467 г.) и Тревизо (1485–около 1490 гг.). О жизни и творчестве Пьетро Ломбардо вплоть до его приезда в Венецию ничего не известно, но несомненно, что он в это время уже обладал солидным опытом как скульптор и архитектор, вероятно приобретенным в Ломбардии. Исследователи предполагают, что он побывал во Флоренции и приобщился к опыту флорентийских мастеров. В Венеции Пьетро Ломбардо возглавил мастерскую, в которой работали его сыновья Антонио и Туллио. Мастерская семьи Ломбардо (наряду с мастерской его современника и соперника Антонио Рицци) заняла ведущее место в венецианской архитектуре и скульптуре второй половины XV в. В 1480 г. Пьетро Ломбардо вместе с сыновьями приступил к перестройке церкви Санта Мария деи Мираколи, фасад которой, завершающийся характерным для Венеции полукруглым фонтаном, выполнен из белого, темно-серого и красного мрамора. Внутри церковь также была обработана полихромным мрамором. Вторым крупнейшим произведением Пьетро Ломбардо и его сыновей была скуола ди Сан Марко (около 1485–1495 гг.), фасад которой также инкрустирован мрамором. С его именем связан необычный, но очень эффектный и гармоничный декор этого здания – серия больших рельефов-панно с архитектурными перспективами и львами – символами св. Марка. Пьетро Ломбардо с сыновьями построил также известный палаццо Вендрамин Калерджи (1481–1509 гг.) – типичный венецианский дворец Раннего Возрождения. Он был создателем характерного для Венеции типа грандиозного, многофигурного надгробного монумента. С его именем связаны надгробия дожей Паскуале Мальпьеро (середина 1460 гг.), Мочениго (1476–1481 гг.), Николо Марчелло (около 1485–1490 гг.), воздвигнутые в главной усыпальнице венецианских дожей – церкви Санти Джованни э Паоло. К числу самых характерных работ Пьетро Ломбарди принадлежит надгробие дожа Мочениго. Более полутора десятков скульптур этого колоссального монумента объединяет великолепная архитектурная декорация, в которой многократно повторяется торжественный мотив арки – от обрамляющей весь памятник колоссальной арки, опирающейся на пилястры, до арочных завершений ниш, в которых стоят аллегорические фигуры. Именно архитектура придает этому сооружению пафос и грандиозность, в то время как скульптуры более инертны, хотя Ломбардо и придал величие фигуре дожа, стоящего на собственном саркофаге, который держат на своих плечах юноша, мужчина зрелого возраста и старец, символизирующие три возраста. Преобладание архитектурного начала характерно и для других надгробных монументов Пьетро Ломбардо.

 
PR-CY.ru