ПАВЕЛ IV - Страница 2

Жестко выступал против протестантизма, поэтому повсеместно считается папой, инициировавшим Контрреформацию. Стремясь вернуть папству прежнюю политическую роль в Европе, вместе со своим племянником он заключил военный союз с французским королем Генрихом II (1547–1559 гг.) против Габсбургов, что вовлекло его в войну с Испанией 1556–1557 гг. В международной политике Павел IV всегда выступал против германского императора Карла V (1519–1558 гг.) и не признал мира, заключенного с протестантами в Аугсбурге. Он выступил также против преемника Карла на испанском троне – Филиппа II, призывая на помощь не только Францию, но даже протестантов и турок. Но когда испанские войска приблизились к Риму, папа перепугался и запросил мира, отказываясь от союза с Францией. Павел IV использовал жесткие методы при проведении церковных реформ. В выборе форм правления и кадровых назначениях был коварен. В Риме папа проводил строгие реформаторские меры, применяя террор и полицейский надзор. Из Вечного города были изгнаны 113 епископов, которые незаконно оставили свои епархии, из всех домов и закоулков Рима были выловлены сотни монахов, шатающихся за пределами своих монастырей. Выдворены были также все проститутки и их сутенеры, комедианты и шуты. Еврейское население должно было проживать в гетто. Евреям предписывалось обязательное ношение отличительного знака на одежде, запрещалось иметь недвижимость, держать христианскую прислугу, лечить христиан, торговать чем-либо, кроме старой одежды. 25 человек, оставшихся верными иудейской религии, были публично сожжены. Гонениям подверглись и турецкие евреи, что вызвало протест турецкого султана Сулеймана в письме папе. Султан пригрозил, что примет ответные меры по отношению к христианам, проживающим на территории Османской империи. Папа был вынужден отступить и выпустить турецких евреев и маранов (иудеев, принявших христианство). Однако обязательное ношение евреями желтых шляп и проживание в гетто по всей Папской области осталось в силе. Не были пощажены и кардиналы, обвиненные в аморальности или подготовке заговоров. В последние месяцы своей жизни Павел IV приговорил к изгнанию даже собственных непотов. В 1558 г. папа ввел праздник Кафедры Святого Петра, который был призван напомнить о роли и месте папства в католической церкви. Развивая жуткую деятельность по истреблению еретиков, Павел IV сделал инквизиционную машину своим безотказным оружием. Епископам было предписано безотлагательно начать кампанию террора, в результате которой аутодафе запылали с новой, поистине дьявольской силой. Епископ Женевы за три месяца отправил на костер 500 человек, епископ Бамберга – 600, а епископ Вюрцбурга – 900. Каждую неделю Павел IV сам председательствовал на заседаниях римского инквизиционного трибунала, загубив множество жизней; даже такие авторитетные личности, как кардиналы Джованни Мороне и Уго Пооле, не спаслись от его когтей. Своей суровостью и своими жуткими распоряжениями папа способствовал не укреплению и возрастанию авторитета папства, а усилению страха и ненависти. Умер Джанпьетро Караффа во время казни «Венецианской ведьмы» – нашумевшего дела о женщине, которая считалась самой красивой в Европе. Павел IV умер в момент, когда он обращался к своему окружению с призывом бороться с ересью. Когда он скончался, на миг примирившиеся многовековые враги Орсини и Колонна взбудоражили ликующую толпу, и низвергнутую статую Караффы разбили на куски и протащили по улицам Рима. После смерти Павла IV римский люд уничтожил все его скульптурные изображения и поджег здание Священной канцелярии. Какой-то шутник, повторяя случай произошедший после смерти Адриана VI, написал на двери папского врача – «Спаситель Отечества». В историю Павел IV вошел как человек ограниченный и упрямый, фанатик, убежденный в высоте своего призвания, но совершенно непрактичный. См. также ПАПА РИМСКИЙ



 
PR-CY.ru