Словарь по христианству П ПАВЕЛ

ПАВЕЛ

ПАВЕЛ (ум. в 1656 г.) – епископ Коломенский и Каширский, единственный из иерархов Русской православной церкви, принявший во время раскола сторону старообрядцев. Родился в семье священника, в селе Колычево, Княгининского уезда. Иноческое пострижение принял в Макариевском Желтоводском монастыре, а в 1636 г. был назначен на должность монастырского казначея. Во второй половине 1640-х годов иеромонах Павел входит в московский кружок ревнителей благочестия, во главе которого стоял духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифантьев. В 1651 г. патриарх Иосиф поставляет отца Павла на должность игумена Пафнутьев-Боровского монастыря. В 1652 г., после смерти патриарха Иосифа, игумен Павел в числе других двенадцати мужей входит в список кандидатов на первосвятительский престол. 7 октября 1652 г. новоизбранный патриарх Никон возвел игумена Павла в сан епископа Коломенского и Каширского. Начались церковные реформы. С самого начала реформаторской деятельности Никона Павел принадлежал к числу лиц, враждебных ему, и был в близких отношениях с протопопом Иоанном Нероновым, одним из главных вождей раскола. На Московском Соборе 1654 г. (хотя кандидатуры участников Собора были подобраны патриархом и царем) епископ Павел, единственный из архиереев, открыто выразил свою приверженность к старым книгам. Хотя он и подписался под определением Собора относительно необходимости исправления книг, но сделал оговорку, в которой отрицал возможность и надобность изменения правил о поклонах. За это патриарх лишил его епископской кафедры без соборного суда и велел немедленно отправить в ссылку, к Онежскому озеру в Палеостровский монастырь, как сообщил о том Семен Денисов в «Винограде Российском». Однако здесь Павел, пользовался немалой свободой и продолжал проповедовать. Сохранилось старообрядческое «Сказание о страдании и скончании священномученика Павла, епископа Коломенского», в котором, в частности, говорится о некоем «великом соборе», состоявшемся по благословению Павла и некоторых других епископов в Куржецкой обители при игумене Досифее. На Соборе было составлено жесткое определение: приходящих от «никонианской» церкви крестить и рукоположения (т.е. священства) ее не принимать. Не исключается, что активная роль Павла в Куржецком соборе послужила причиной того, что он был перевезен из Палеострова в Хутынский монастырь в Новгороде в 1656 г. и был помещен под более строгий надзор. По словам архиепископа Лазаря (Барановича), Павел здесь сошел с ума. Хутынский игумен и монастырская братия также посчитали епископа Павла сумасшедшим, а потому решили не отягощать себя надзором за ним, предоставив ему полную возможность бродить в окрестностях монастыря, где ему вздумается. Свою свободу бродить в окрестностях Павел употребил на проповедь древних обрядов среди местных жителей. Последние обстоятельства его жизни неизвестны. По рассказам старообрядцев, игумен Хутынского монастыря его «мучил». Официальная версия того времени гласила: «Никто не видел, как погиб бедный: зверями ли похищен или в реку упал и утонул». Согласно писанию диакона Феодора, 3 апреля 1656 г., в Великий четверг, Павел Коломенский был сожжен в срубе. То же самое утверждает и протопоп Аввакум. Впоследствии, во время суда над Никоном на Большом Московском Соборе 1666–1667 гг., бывшему патриарху вменили в преступление извержение епископа Павла из сана собственной властью, без собора. В 1913 г. постановлением нижегородско-костромского епархиального съезда старообрядцев Белокриницкой иерархии было положено поминать епископа Павла в молитвах как священномученика.

 
PR-CY.ru