Словарь по христианству П ПАННЕНБЕРГ Вольфхарт

ПАННЕНБЕРГ Вольфхарт

ПАННЕНБЕРГ Вольфхарт (род. в 1928 г.) – немецкий лютеранский теолог. Учился в университетах Берлина, Гёттингена и Базеля. Преподавал в Гейдельберге (1955–1958 гг.), затем был профессором систематической теологии в Вуппертале (1958–1961 гг.), Майнце (1961–1968 гг.). С 1968 г. – профессор факультета евангелической теологии Мюнхенского университета. В своих работах Панненберг провозгласил идею историчности Откровения и эсхатологизма истории, которую выразил в названии своей работы «Откровение как история» (1980 г.). Откровение, согласно Панненбергу, осуществляется в исторических событиях, которые можно проследить. Таким центральным событием является воскресение Иисуса Христа как предвосхищение конца истории. В работе «Иисус – Бог и человек» (1966 г.) он развил сходную с концепцией Ю. Мольтмана теорию реальности, направленной к будущему, к Богу. По мнению Панненберга, современная теология призвана понимать религию как отображение исторического процесса развивающегося Откровения Божия. Поэтому, считает он, только конечное будущее мира и его истории может окончательно и неопровержимо доказать действительность Бога. В книгах «Что такое человек? Антропология современности в свете теологии» (1962 г.), «Антропология в теологической перспективе» (1983 г.), «Систематическая теология» (1988 г.) и др. он принимает основные положения философской антропологии, социологии знания, а также использует учение Гегеля об отчуждении с тем условием, чтобы истолковать «открытость человека миру», его способность преобразовывать действительность как «открытость Богу». Панненберг утверждает, что поскольку в идее Бога полагается универсальный горизонт всякого познания, то теология с необходимостью выходит за рамки своей темы и включает в себя вообще всю истину, интегрирует философское, социологическое, историческое, и психологическое знание. Он перерабатывает колоссальный естественно-научный, гуманитарный и социологический материал, чтобы выявить религиозное измерение человеческого бытия. Панненберг стремится указать во всех сферах человеческого сознания, в его заданности человеческой природой и в его исторической определенности границы человеческого бытия, отсылающие к ограничивающей его трансценденции, к «тотальности всякого бытия», к «абсолютному будущему». Синтез разума и веры, или же опыта и веры, всегда рассматриваются им с точки зрения эсхатологии. Сомнительная в истории истина христианства может полностью удостоверить себя только в конце истории. Как природа человека, так и вся структура реальности, согласно Панненбергу, оказывается ориентированной на будущее, предвосхищающей его, «пролептической». Эсхатологическая теология рассматривает Бога как будущее мира, ожидаемое в «базисном доверии» и пролептически открытое во Христе. В эсхатологической теологии надежда, базисное доверие обретают примат над настоящим. Вместе с тем, в «Систематической теологии» он прибегает в прояснении понятия Бога к аналогии «физического поля», чтобы подвести к пониманию единосущия Троицы: «Мыслимое как поле Божество может постигаться как равно проявляющееся во всех Лицах Троицы». Согласно Панненбергу, христианская хамартиология (учение о грехе) трактует фактическое отчуждение человека от Бога, которое является источником всех других видов отчуждения. Грех понимается им, вслед за П. Тиллихом, как противоречие человека с самим собой, как его внутренняя саморазорванность. Снимается это противоречие благодаря вере, в которой предвосхищается эсхатологическое будущее. Эсхатологическая теология выражает, с одной стороны, стремление восполнить мечтой о будущем социальное отчуждение в настоящем, а с другой стороны, страх перед будущим, который нарастает в условиях общества, развязывающего бесконтрольные силы. Идеи Панненберга, подхваченные не только протестантскими, но и католическими теологами, приобрели последователей среди богословов азиатских, африканских и латиноамериканских стран.

 
PR-CY.ru