НЕВО, Небо, Навав

НЕВО, Небо, Навав – гора хребта Аварим в Заиорданье, в 7 км к западу от Мадабы (Иордания), высота 817 м над уровнем моря; на ней находится паломнический центр «Мемориал Моисея» Святой земли. Горный массив Нево ограничен долинами с востока – Вади-Африт, с севера – Айун-Муса, с юга – Вади-Джудейде и Вади-аль-Каниса. Вершина горы с пиком Сияга почитается как святое место иудеями, самаритянами, мусульманами и христианами. Второй пик, аль-Мухайят, идентифицируется с древним поселением Нево. В Вади-Айун-Муса находятся «источники Моисея», из которых, по местному преданию, древние израильтяне пили воду на пути к Иордану. Многовековое почитание Нево основано на Втор. 34:1–6, где сказано, что перед смертью пророк Моисей взошёл на гору, чтобы увидеть с неё землю обетованную. Здесь же он умер и был похоронен в долине Моава, напротив Бет-Пеора, но место его могилы неизвестно. Нево в иудейской традиции первых веков н.э. отождествлялась с горой Аварим, которая находилась напротив Иерихона, у восточного берега Иордана. Здесь могила Моисея почиталась как иудеями, так и самаритянами. Во второй половине IV в. это место стали почитать и христиане. Так, паломница Эгерия, посетившая Святую землю в 380 гг., писала, что на вершине горы построена небольшая церковь, где «Моисей был погребён ангелами». Надгробие находилось на месте её амвона. Эгерия также первая свидетельствует о присутствии монахов на Нево, которые в то время жили в пещерах и кельях в районе Вади-Айун-Муса. Во второй половине V в. Нево посещал Пётр Ивер, один из лидеров монофизитства. Паломник из Пьяченцы (вторая половина VI в.) упоминает, что от Иордана до места, где умер Моисей, 8 миль. Сведений о пребывании позднейших паломников на Нево нет. Археологи установили, что во второй половине IV в. на Сияге был построен храм в виде триконха, перед которым с западной стороны располагался небольшой атриум. С севера и юга к триконху примыкали приделы с почитаемыми погребениями. Храм вскоре был разрушен землетрясением, но восстановлен по прежнему плану. В эпоху императора Юстиниана I Великого северный придел вместе с частью атриума был перестроен в диаконник и украшен напольной мозаикой; освящён в августе 530 г. Исследователи отмечают, что сохранившаяся мозаика высокого качества и представляет собой одно из лучших произведений Мадабской мастерской. Также во второй половине VI в. на месте атриума была построена трёхнефная базилика, закрывшая собой прежнюю центральную часть атриума.

 



 
PR-CY.ru