НАДГЛАВНЫЙ КРЕСТ

НАДГЛАВНЫЙ КРЕСТ – разновидность креста, определяемая по его функции – венчать завершение христианского храма, как правило, православного. По символике и декоративным формам надглавный крест близок к другим разновидностям креста, используемым в богослужении, в церковном убранстве, а также верующими для личного благочестия в том или ином регионе православного мира в определённый период. При уничтожении церковных зданий в Советской России и СССР отдельные надглавные кресты уцелели и стали частью музейных собраний. Интерес к надглавному кресту как к самостоятельному элементу развивался параллельно с изучением каменного и деревянного древнерусского зодчества на протяжении XIX в. Их облик привлекал внимание исследователей. В 1865 г. благодаря Георгию Дмитриевичу Филимонову был сохранён древний крест на церкви Преображения Господня (Спаса Преображения) на Нередице близ Великого Новгорода (1198 г.). Уже в этот период надглавные кресты как памятники церковной археологии становились объектами коллекционирования (например, надглавный крест церкви Благовещения в Аркажах и церкви Воскресения Господня на Мячине близ Великого Новгорода – собрание Василия Степановича Передольского, Великий Новгород). В современной науке история и типология русского надглавного креста развиваются на базе сохранившихся памятников и фотографий, созданных в XX в. и собранных исследователями и поклонниками отечественного средневекового искусства, в том числе архитектором Петром Дмитриевичем Барановским и его последователями. Накопленный русский материал показывает, что древние формы надглавного креста были наиболее скупыми по декору. Самой древней его формой считается крест греческого типа – четырёхконечный с равными рукавами или с пониженной перекладиной. Сохранившиеся древнерусские кресты, например, на церкви в честь Преображения Господня на Нередице близ Великого Новгорода, имели пониженную перекладину; на Успенском соборе во Владимире (1156 г., достройки третьей четверти XII, XIX вв.) надглавный крест равноконечный, без дополнительных элементов. Формы и декор надглавных крестов синодального периода считаются шедеврами кузнечного ремесла и производства в Российской империи. При изменении формы главы могла быть изменена и форма надглавного креста, особенно в эпоху позднего Средневековья в Московской Руси. При переделке в XVII в. шлемовидной главы Покровской церкви на Нерли в луковичную (около 1165 г.) была изменена и форма её надглавного креста, исполненного в той разновидности, которую греческие исследователи называют русским крестом. В современной медиевистике как самостоятельный, функционально обусловленный тип надглавного креста не выделяется (различные виды крестов и крестообразных форм в христианской архитектуре и пластике приведены в специальном словаре, составленном международной командой специалистов под руководством Софии Калописси-Верти и Мария Панайотиди-Кесисоглу из Национального университета Афин.

 
PR-CY.ru