Словарь по христианству М МИХАИЛ VI Саббаг

МИХАИЛ VI Саббаг

МИХАИЛ VI Саббаг – Антиохийский патриарх (до 10 ноября 11534 г. – 1542/1543 г.); по иным данным – Михаил V, 1555 по 1567 г. О социальной структуре и численности сирийской православной общины XVI–XVIII вв. известно мало. В XVI в. на Ближнем Востоке произошёл демографический взрыв, но из-за смут в Османской империи на рубеже XVI–XVII вв. население резко сократилось и в течение 200 лет почти не увеличивалось. По разным оценкам, численность православных в Антиохийском патриархате в середине XIX в. достигала 60–110 тыс. (около 8–9% всего населения Сирии). Епископы ставились, как правило, из монахов или из числа овдовевших священников. Священник рукополагался на приход с согласия местной общины, обязанной после его избрания и поставления подчиняться ему и обеспечивать его содержание. В XVII в. не было школ по подготовке духовенства; обучение, проводившееся при патриаршей или архиерейской резиденции, сводилось к изучению Священного Писания, святоотеческих творений, греческого и арабского языков, медицины. Православные жили в городах и сельской местности, занимались земледелием, ремеслом и торговлей, почти не отличаясь по образу жизни от окружающего населения. Большинство христиан принадлежало к низшим слоям общества, хотя в их среде существовала и весьма состоятельная прослойка крупных купцов. Городские общины православных имели чёткую внутреннюю организацию, во главе их стояла собственная элита в лице местного духовенства, глав ремесленных корпораций, купцов и христианских чиновников османской администрации. Эти общины представляли собой самостоятельную силу, параллельную церковной иерархии, иной раз они изгоняли неугодных архиереев и вступали в противоборство с патриархами. Впрочем, как правило, патриархи ставили епископа в тот или иной город по предварительному согласованию с местной паствой, стараясь не обострять отношения с провинциальными элитами. Наибольшую роль играли общины Дамаска, традиционной столицы Сирии и патриаршей резиденции, и Халеба, экономического центра страны. Порой региональные группировки христиан соперничали между собой за влияние в патриархате. Иногда подобное соперничество приводило к внутрицерковным смутам, когда патриарший престол оспаривали друг у друга ставленники разных общин.

 
PR-CY.ru