Словарь по христианству М МЕФОДИЙ I Омологитис

МЕФОДИЙ I Омологитис

МЕФОДИЙ I Омологитис – Константинопольский патриарх с 4 марта 843 г. по 14 июня 847 г. Канонизирован в лике святителей, память в православной церкви 14 июня (по юлианскому календарю), в католической церкви – 14 июня. Мефодий родился на Сицилии вскоре после 788 г. в богатой семье, получил хорошее образование, в раннем возрасте поступил в монастырь на острове Хиос (о ранних годах его жизни данных не сохранилось). Известно, что юношей отправился в Константинополь, чтобы сделать карьеру в столице, но по дороге заехал к некоему аскету (исследователи полагают, что это был Евфимий Сардский), и тот посоветовал ему принять монашество. До патриаршества Мефодий был иноком, а затем игуменом монастыря Хинолакка близ горы Олимп в Вифинии. Отличался аскетизмом, знанием Священного Писания, красноречием, трудолюбием, любил переписывать священные книги. Известность приобрёл при императоре-иконоборце Льве V Армянине (813–820 гг.), когда занял должность архидиакона при патриархе Никифоре I (806–815 гг.), который направил его (в 811 или в 815 г.) в Рим с посланием к папе Льву III (795–816 гг.). В Риме Мефодий задержался на несколько лет, был рукоположён в пресвитера и вернулся в Константинополь уже при патриархе-иконоборце Феодоте I (815–821 гг.) и императоре Михаиле II Бальбе (820–829 гг.). В императорский дворец он доставил письмо Римского папы, обличавшее императора-иконоборца как виновника беспорядка и соблазнов, водворившихся в империи, и содержащее требования восстановить иконопочитание и снятого Никифора I на патриаршей кафедре. За эту дерзость, которую император расценил как политическое преступление, Мефодий был подвержен бичеванию и заключению: сначала в тюрьме Преторий в Акрите, потом на о. Антигона, а после появления памфлета с предсказанием смерти Михаила II Травла – на о. Святого Андрея в Пропонтиде (Мраморном море). При императоре Феофиле (829–842 гг.) Мефодий получил временную свободу. Его перевели в Константинополь, где он жил под присмотром во дворце. Феофил не только вывел его из темницы, но и приблизил к себе, пользовался его советами, брал его с собой даже в походы (только после отпускать его не казалось царю полезным). После поражения в войне против арабов, которое император считал виной «идолопоклонников» (т.е. иконопочитателей), он сослал Мефодия на остров Антигон. По мнению историков, Феофил и сам понимал, что борется за погибшее дело. Он видел достаточно много «знамений времени»: знал, что его дочерям тёща даёт целовать иконы, догадывался, что и сама Августа Феодора втайне поклоняется иконам. И Феофил умер, заклиная Феодору – «не удалять, после смерти его, Иоанна с патриаршего престола, и не допускать самого вида поклонения идолам». Но события пошли так, как и нужно было ожидать. После смерти Феофила при регентстве императрицы Феодоры (842–856 гг.) Мефодий I был избран Константинопольским патриархом вместо изгнанного иконоборческого патриарха Иоанна VII Грамматика (836/837 – 843 гг.). Для прекращения иконоборческих смут он созвал в Константинополе Собор, на котором было восстановлено иконопочитание. Феодора, искренне любившая своего мужа, вначале противилась восстановлению иконопочитания, не желая, чтобы Феофила предали анафеме, но получив от Мефодия и Собора письменное прощение душе умершего императора, охотно согласилась признать Торжество Православия. Патриарх Мефодий I участвовал в проведении «Торжества Православия», написал по этому случаю чинопоследование, используемое в православной церкви по настоящее время (в Константинополе оно праздновалось ежегодно крестным ходом из Влахерн в храм Святой Софии и чином православия в первое воскресенье Великого поста). Мефодий I написал также сохранившееся житие Евфимия Сардского, пострадавшего от императоров-иконоборцев. Скончался 14 июня 847 г. Сохранились написанные им три чина браковенчения, несколько пастырских поучений и церковных песнопений.

 
PR-CY.ru