МАРТИН

МАРТИН (XII в.) – Туровский, преподобный (память 27 июня, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Белорусских святых). «Слово о Мартине мнисе, иже бе в Турове у церкви святую мученику Бориса и Глеба един живый о Бозе» содержится в учительном разделе пространной редакции нестишного «Пролога» и присутствует во всех списках этого памятника. По мнению исследователей, «Слово...» является произведением второй половины XII в., созданным в Турове. Текст памятника издавался митрополитом Макарием (Булгаковым) (по «Прологу» Российской государственной библиотеки, вторая половина XV в.), Дмитрием Ивановичем Абрамовичем (текст «Пролога» Исторического музея, 1410–1425 гг.) и Ольгой Викторовной Лосевой (текст Прилуцкого «Пролога» первой четверти (начала ?) XV в. с разночтениями по трём другим спискам первой половины XV в.: Исторический музей, Российская государственная библиотека). В 1540 гг. «Слово...» было включено в состав Великих Миней Четьих Макария (Булгакова) под 2 мая, а также опубликовано в печатном Прологе 1643 г. В «Слове...» повествуется о явлении и чудесном исцелении Мартина святыми князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом Владимировичами. Мартин был поваром Туровских епископов Симеона, Игнатия, Иоакима и Георгия (из них только Иоаким известен исследователям по летописям; он был поставлен во епископы в 1144 г., а в 1146 г. принудительно уведён в Киев князем Изяславом (Пантелеимоном) Мстиславичем – «Полное собрание русских летописей», том 1, том 25). По старости Мартин был отправлен на покой, принял монашеский постриг и в полном уединении жил в епископском туровском во имя святых Бориса и Глеба мужском монастыре «на болоньи» (т.е. низменном поречье или, как полагают исследователи, на острове Болонье, недалеко от Турова на реке Припять). Однажды Мартин заболел и был не в силах подняться, чтобы напиться. Никто не мог посетить его, т.к. из-за весеннего разлива около монастыря высоко стояла вода. На третий день к нему в келью вошли двое молодых людей и напоили старца. Мартин не узнал святых Бориса и Глеба, приняв их за «детских» – членов младшей дружины Пинского князя Ярослава Георгиевича (упоминается в летописях под 1183 г. в качестве участника похода на половцев – «Полное собрание русских летописей», том 2). Они пожелали старцу здоровья и исчезли, а Мартин почувствовал, что поправился, и понял, что его исцелили князья-страстотерпцы. Обо всём происшедшем старец рассказал своему духовному отцу. В течение года после этого Мартин не болел. Впоследствии грань между житийным и учительным разделами «Пролога» начала стираться, и главный персонаж «Слова...», Мартин, стал восприниматься как святой. Канонизация Мартина подтверждена включением его имени в Собор Белорусских святых, празднование которого установлено 3 апреля 1984 г. по инициативе митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева) и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова). В посёлке Желудок Щучинского района Гродненской области Белоруссии (Гродненская епархия) в честь Мартина был построен храм, освящённый 5 сентября 1998 г. Определением архиерейского Собора Русской православной церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых 3 февраля 2016 г. имя Мартина было включено в месяцеслов Русской православной церкви для общецерковного почитания.

 
PR-CY.ru