МЭТЬЮС Томас Фрэнсис

МЭТЬЮС Томас Фрэнсис (род. в 1934 г.) – американский византинист, специалист по истории раннехристианского искусства и архитектуры и армянской миниатюры. Окончил Бостонский колледж (1957 г.) со степенью бакалавра; получил степень мастера по философии (1958 г.); степень по богословию в Уэстон-колледже (1965 г.); защитил диссертацию в университете Нью-Йорка (1970 г.). Работал в университетах Пенсильвании, Принстона (1990 г.), затем Нью-Йорка, в Институте изобразительных искусств; в качестве Senior Fellow – в Центре византийских исследований Дамбартон-Окс (2001–2003 гг.); в настоящее время – почётный профессор истории искусств в Дамбартон-Оксе. Томас Мэтьюс неоднократно выступал в качестве куратора выставок (в Музее Гетти, Лос-Анджелес; в Метрополитен-музее, Нью-Йорк; в библиотеке Пирпонта Моргана, Нью-Йорк). Томас Мэтьюс начинал исследовательскую работу с локальной темы, посвящённой столичной, константинопольской архитектурной школе. Однако уже в первой монографии сумел выработать характерный научный метод, который не только определил на долгие годы его интересы и достижения, но и создал традицию в византинистике. В работе «Ранние церкви Константинополя: Архитектура и литургия» («Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy». 1971 г.) впервые была сделана попытка представить обобщающую реконструкцию церемониальной роли ранневизантийской архитектуры на основе изучения археологического, литургического и архивного материалов 12 строений Константинополя доиконоборческого периода. Томас Мэтьюс исследовал их как самостоятельные объекты и как части городского пространства, сопоставил с данными о литургической практике той эпохи (такой анализ памятников стал важным методом последующих его работ). Во время работы над монографией «Византийские церкви Стамбула» («The Byzantine Churches of Istanbul». 1976 г.) Томас Мэтьюс сделал около 10 тыс. фотографий памятников византийской архитектуры. В книгу включено 650 снимков, представляющих внешний вид, интерьеры, конструктивные детали, скульптурные элементы и декор церквей. На тот момент это был первый за 50 лет полный обзор столичной византийской архитектуры, сделанный на качественно новом уровне. Новые снимки автор сопоставил с архивными, что позволило ему уточнить масштаб разрушений, изменения городской среды, круг основных проблем. Книга также включает планы зданий, которые систематизированы и приведены вместе с подробной визуальной презентацией каждого из сорока памятников, а также план с точной локацией объектов. Завершив первый этап исследований, Томас Мэтьюс расширил поле своих научных интересов и от столичной константинопольской архитектурной школы перешёл к изучению памятников архитектуры на восточных границах империи.

 



 
PR-CY.ru