МИХАИЛ СИНКЕЛЛ - Страница 3

В славянской книжности почитание Михаила Синкелла представлено краткой синаксарной памятью в «Прологе» под 18 декабря (XI–XII вв.), в которой говорится лишь о его рождении и воспитании в Иерусалиме. В пространной редакции «Пролога» память Михаила Синкелла в этот день удалена, поэтому её нет и в проложном разделе Великих Миней Четьих. В XIV в. при составлении стишного «Пролога» было переведено краткое «Житие Михаила Синкелла». В этом тексте повествуется об основных событиях жизни святого: получив хорошее образование, Михаил Синкелл стал пресвитером и подвизался в пещере, где его сотоварищами были будущие исповедники Феодор и Феофан Начертанные. Затем он был назначен синкеллом Иерусалимского патриарха, который направил его вместе с Феодором и Феофаном в Рим и поручил передать по дороге соборное послание к императору Льву V Армянину и Константинопольскому патриарху Феодоту I. Исполняя поручение, посланники пытались убедить императора отказаться от иконоборчества, в результате Феодор и Феофан были сосланы, а Михаил Синкелл посажен в тюрьму вместе с его учеником (в греческом тексте – братом) Иовом. Затем император Михаил II Травл возложил на него вериги и сослал вместе с учеником в один из «плусиадских» монастырей, где он претерпел много страданий. После восстановления иконопочитания императрица Феодора просила Михаила Синкелла стать патриархом, но он отказался и стал синкеллом при патриархе Мефодии. Прожив благочестиво 85 лет, Михаил Синкелл преставился 18 декабря (в греческом тексте сообщается ещё о его игуменстве в константинопольском монастыре Хора). Димитрий Ростовский включил в свою «Книгу житий святых» только краткое упоминание о Михаиле Синкелле. В отредактированных же «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» представлено сказание, созданное, как полагают исследователи, на основе стишного «Пролога» или греческой служебной Минеи, но с дополнениями. В частности, описывается отношение Рима к иконоборчеству: папа Римский обратился к Иерусалимскому патриарху Фоме с просьбой содействовать в искоренении этой ереси, и именно поэтому Михаил Синкелл вместе с Феодором и Феофаном были посланы к императору. Кроме того, уточняется, что основные мучения Михаил Синкелл и его подвижники претерпели при императоре Феофиле, когда Феодор и Феофан подверглись поруганию, и у них была отобрана переписка Иерусалимского патриарха с папой Римским.



 
PR-CY.ru