МИХАИЛ I

МИХАИЛ I – епископ Картли (Мцхетский; 450 – конец 460 гг.) – предстоятель Грузинской православной церкви. Сведения о нём сохранились в грузинской хронике X в. «Мокцеваи Картлисай» («Обращение Грузии») и в сочинении историка XI в. Джуаншера Джуаншериани «Жизнь Вахтанга Горгасали». По сведениям Джуаншера Джуаншериани, Михаил занял Картлийскую (Мцхетскую) кафедру после кончины епископа Мобидана (430 гг.), по данным «Мокцеваи Картлисай» – после Иоиля I (440 гг.), в тот период, когда «вкралось в мелкий люд Картли огнепоклонство», поскольку персидский ставленник Глонокор (440 гг.; в источниках – Бинкаран, Шинкаран), «епископ огнепоклонников, проповедовал среди грузин веру свою». Царица Сагдухт, мать царя Картли Вахтанга Горгасали, после смерти епископа Мобидана «призвала из Греции священника праведного по имени Микаел», который «выступил против совратителя Бинкарана и научал вере истинной всякого картлийца». Михаил I «полностью сжёг... возмутительные книги» и «все писания» епископа Мобидана и вернул к вере «всех знатных» и бо́льшую часть «простого люда». Принимал участие в воспитании и образовании святого Вахтанга Горгасали, обучая его «всей премудрости Божьей, и с отроческих лет своих (Вахтанг) возлюбил веру Христову более, чем прочие цари Картлийские». Стремясь к политической и церковной независимости Грузии как от Ирана, так и от Византии, святой Вахтанг целью своей политики сделал обретение Картлийской церковью автокефалии. Находясь в Византии во время одного из военных походов, он познакомился со священником Петром, одним из учеников Григория Богослова, и с Самуилом и с согласия Константинополя пригласил их в Картли: Петра – в качестве предстоятеля церкви в сане католикоса, а Самуила – одним из 12 епископов. Михаил I, узнав об этом, «огорчился и даже стал протестовать и сопротивляться», упрекая царя в том, что тот отрёкся от Христа и «начал уповать на огонь». Когда же Михаил I получил объяснения святого Вахтанга, он «проклял царя и всю рать его». Епископ не вышел встречать вернувшегося из похода царя, а когда святой Вахтанг сам прибыл к нему и «спешился, чтобы приложиться к стопам епископа, тот брыкнул ногой и каблуком обуви ударил государю в уста и выбил ему зуб». Святой Вахтанг сравнил Михаила I с Иудой, назвал его «сребролюбцем» и указал ему, что «особенно стало очевидным коварство его, когда узнал он, что в Картли приведён (человек), которому будет поручено стоять над ним». Царь отослал Михаила I вместе с выбитым зубом к Константинопольскому патриарху, который, поскольку из-за Михаила I «пролилась на землю кровь», заточил его в монастырь неусыпающих. В «Мокцеваи Картлисай», несмотря на то, что предстоятельство Михаила I описано более кратко и хронологически соотнесено со временем пребывания святого Вахтанга в Иране, история конфликта царя и епископа присутствует: «Спустя некоторое время вернулся он (Вахтанг), и архиепископом был Микел. И он ударил царя Вахтанга ногой в уста. А царь послал посланников в Грецию и испросил католикоса у царя и патриарха».

 
PR-CY.ru