МИЛЛ

МИЛЛ – преподобный (память в субботу сырную). Упомянут в четвёртой песни канона утрени сырной субботы (Собора всех преподобных отцов, в подвиге просиявших): «Почитаю и Милла мертвецевоскресителя». Как правило, имена преподобных, не содержащиеся в византийских Синаксарях и поминаемые в сырную субботу, происходят из сочинения «Apophyhegmata Patrum» – агиографического памятника IV–VI вв., представляющего собой сборник рассказов и назидательных поучений египетских монахов. Однако имени Милл этот источник не содержит, но в нём приводится рассказ об авве Милисии, который совершил чудо воскрешения. Исследователи полагают, что Милл и Милисий – одно и то же лицо. Точное время жизни подвижника, его происхождение и возраст исследователям неизвестны. Об авве Милисии в «Apophthegmata Patrum» есть две истории. Однажды он увидел, как некоего монаха схватили по подозрению в убийстве. Расспросив обвиняемого брата, он уверился, что того оклеветали. Подойдя к мёртвому телу, Милисий велел всем присутствовавшим молиться, и когда он воздел руки к небу, убитый поднялся с земли. Авва попросил его рассказать, что произошло на самом деле. Воскрешенный поведал, что он передал деньги некоему человеку, а тот зарезал его и подбросил тело в монастырь, где жил обвиняемый монах. Навет был снят, и Милисий сказал воскрешённому, что ему должно спать до тех пор, пока его не разбудит Господь. Когда авва Милисий и два его ученика жили в Персии, они стали жертвами двух братьев – сыновей персидского правителя. Те во время охоты расставили огромные сети, в которые вместе с разной дичью и попали монахи, скитавшиеся по глухим безлюдным местам. На вопрос о том, кто они такие, авва ответил, что они пришли в эти края, чтобы оплакивать свои грехи, и что они христиане. Братья поклонялись солнцу, огню и воде и стали принуждать подвижников принести жертвы этим стихиям. Милисий призвал их одуматься и обратиться ко Христу. После долгих мучений братья обезглавили двух учеников аввы, а его продолжали пытать, пуская в него стрелы: один – сзади, а другой – спереди. Милисий предсказал им, что очень скоро они жестоко поплатятся за пролитие невинной крови. На следующий день братья вновь вышли на охоту и погнались за ланью. Одновременно пустив в неё стрелы, они поразили ими друг друга в сердце. Ещё Стефван Эводий Ассемани заметил сходство второй истории в греческой «Apophthegmata Patrum» с повествованием о кончине Персидского священномученика Милия, которое есть как в сирийском Мученичестве, так и в греческих минейном и синаксарном сказаниях. Славянский перевод этой истории есть в Скитском патерике. Она есть также в древнерусском «Прологе» пространной редакции под 20 декабря, заголовок «Страсть святого мученика Милида пустынника и с ним двух учеников его». Под этой датой проложное сказание включено и в Великие Минеи Четьи митрополита Макария.

 
PR-CY.ru