МАРКИАН - Страница 4

На композиции, предваряющей Житие святого в «Императорском минологии» на январь из Музея Уолтерс в Балтиморе (вторая четверть XI в.), святой стоит перед фасадом здания, центр которого выделен треугольным портиком, по сторонам – окна с нарядными переплётами. Он сед, с короткими волосами и бородой. Его священническое облачение составляют длинная синяя туника, коричневая фелонь, из-под нижнего края которой виднеется епитрахиль с золотым шитьём. Обеими руками святой прижимает к себе Евангелие. Эта композиция восходит к миниатюре в «Минологии Василия II» (первая четверть XI в.). На единственной миниатюре из рукописи «Минология» за первую половину января (1055–1056 гг.) он стоит в верхнем ряду у правого края за мучеником Полиевктом. Из-за плохой сохранности красочного слоя различимы лишь иерейские одежды – светлое платье, короткая коричневая фелонь, епитрахиль с шитьём на конце; на левой покровенной руке он держит кодекс, правая – перед грудью в жесте благословения. На маргинальной миниатюре из Евангелия с минологием на год (третья четверть XI в.) Маркиан представлен рядом с Григорием Нисским, облачён в одежды, более похожие на монашеские, – тёмно-коричневый плащ, охристое платье, чёрный подрясник, параман. Он сед, с длинной бородой, в правой руке крест, левая раскрыта в жесте орации; в рост – на миниатюре из «Минология» (XII в.). Как монах с крестом в руках и Евангелием с подписью Маркиан изображён на эмалевой пластинке X–XI вв., украшающей «Мартвильский триптих». Тот же тип был унаследован поствизантийским искусством. Образ Маркиана есть в росписи кафоликона монастыря Дионисиат, в куполе юго-восточного алтарного компартимента (1546/1547 г., мастер Дзорзис Фукас). Он облачён в белый подрясник, розовую короткую фелонь. В русских иконописных подлинниках сводной редакции XVIII в. святой упоминается в одном случае как пресвитер и «иконом Великой церкви» и описан старцем: «Брада покороче Афанасиевой, риза поповская, в руках Евангелие»; в другом – назван после всех святых, память которых приходится на 10 января, как «преподобный отец наш… пресвитер», с прежними особенностями внешности и одеяний, но с добавлением: «Без амфора». В прилагающихся к подлиннику в редакции Сергея Тихоновича Большакова лицевых святцах Маркиан стоит рядом с Григорием Нисским, на Маркиане плащ, похожий на монашескую мантию, в руках свёрнутый свиток. Волосы короткие, борода недлинная, широкая, без заострения на конце. В руководстве Виктора Доримедонтовича Фартусова (1910 г.) кратко пересказывается эпизод «Жития», в котором даётся объяснение, почему Маркиана следовало писать без подрясника: во время патриаршей литургии святой поделился исподним с нищим, но патриарх и другие иереи увидели его не нагим, а в блестящих одеждах. Исследователи полагают, что, помня об этом эпизоде, следует атрибутировать как Маркиана одну из фигур в «Минологии» на весь год Димитрия Палеолога (1322–1340 гг.): на листовой четырёхчастной миниатюре в первом клейме по сторонам выше изображения Григория Нисского представлены ещё двое святых, один из которых, в правом верхнем углу, – старец в розовой ризе, без омофора, но с крестом в руках; утраты живописи на лике и отсутствие идентифицирующих этих святых надписей затрудняют атрибуцию.



 
PR-CY.ru