МАНУИЛ - Страница 2

При этом учреждение Смоленской кафедры предполагало ликвидацию Переяславской епископии, которая была включена в митрополичью епархию, что соответствовало тесной связи с Киевом Переяславля как возможного по проекту Мономаха места княжения киевского столонаследника. После крушения планов династической реформы Переяславская епархия была восстановлена в 1141 г., но уже без территории, отошедшей Смоленской епископии. Уставная грамота князя Ростислава, как обосновал Я.Н. Щапов, носила учредительный характер. Уставом определялись источники материального обеспечения Смоленского епископа и духовенства кафедрального Успенского собора (см. Клирос): так называемые прощеники (свободные люди, которым был прощён невыплаченный долг с обязанностью исполнения определённых повинностей в пользу своего господина, от которого они находились в личной зависимости) передавались князем под судебно-административную власть епископа; в грамоте указаны все княжеские дани, из которых вычитается десятина, полагающаяся епископии (всего 308,7 гривен серебра). Епископия получала земельные владения (два села и дворы) с зависимыми людьми, сенокосные, охотничьи и рыболовные угодья. Устанавливалась судебная компетенция епископа (распространявшаяся на дела о разводе, двоежёнстве, незаконных браках, похищениях девушек и женщин, о «зельях и душегубстве», о драках между женщинами, а также на судебные дела, касавшиеся «церковных людей», перечень которых был известен по Уставу князя Владимира (Василия) Святославича). Вероятнее всего, как полагают исследователи, вскоре после составления уставной грамоты князя Ростислава Мануил издал грамоту, первоначально, как полагают исследователи, написанную по-гречески (по мнению Я.Н. Щапова), которой утверждал уставную грамоту Смоленской епископии (при этом подчёркивалась роль в её создании митрополита Михаила, называемого Мануилом святым); под угрозой Страшного Суда и церковного проклятия запрещалось возвращать Смоленск в юрисдикцию Переяславской епископии, а также отдавать кому-либо дарованное Смоленской епископии. Первый Смоленский епископ был одним из архиереев, которые пользовались особым доверием митрополита Михаила. В 1147 г. вместе с Новгородским епископом Нифонтом, также ставленником Михаила, Мануил выступил решительно против поставления Собором епископов Южной Руси в Киеве по инициативе князя Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича наречённым митрополитом Климента (Клима Смолятича), который не был вопреки обычаю отправлен в Константинополь на утверждение его кандидатуры патриархом. Мануил и Нифонт ссылались при этом на некое «рукописание», оставленное им митрополитом Михаилом при отъезде из Киева в Константинополь в 1145 г. В нём запрещалось совершение богослужений в Софийском соборе в его отсутствие (как показал А.В. Назаренко, этот запрет был следствием конфликта с Киевским князем Всеволодом (Кириллом) Ольговичем).

 



 
PR-CY.ru