МАРК ДИАКОН

МАРК ДИАКОН (IV–V вв.) – дьякон церкви в городе Газа и писатель, автор сочинения «Житие святого Порфирия, епископа Газского». Биографические сведения о самом Марке исследователи узнают лишь из его сочинения. Марк жил вместе с Порфирием, как дьякон служил вместе с Порфирием, выполнял его различные поручения. После смерти Порфирия написал биографическое сочинение о нём. Марк приехал в Иерусалим из Азии для того, чтобы поклониться святым местам. После чего жил в Палестине, занимаясь каллиграфией, и этим зарабатывал себе на жизнь. Из Жития исследователям непонятно: жил ли Марк с Порфирием в Египте раньше или в Иерусалиме начал ему служить. В Палестине Марк находится в очень близких отношениях с Порфирием, который полностью доверял Марку. Порфирий посылал Марка на свою родину – в Фессалонику с письмом. В Фессалониках Марк разделяет имение Порфирия с его братьями. После этого Марк продаёт поместья Порфирия за три тысячи золотых, берёт одежду и серебро, а также и других тысячу четыреста золотых, доставшиеся по наследству Порфирию, и через три месяца отплывает назад. Прибывает в Аскалонскую гавань через двенадцать дней после отплытия. В Аскалоне Марк нанимает вьючных животных и, нагрузив их, привозит наследство Марка в Иерусалим. Порфирий продаёт одежду; и все деньги, которые имеет, раздаёт монастырям в Иерусалиме и в Египте (до приезда в Палестину Порфирий в течение пяти лет жил в скиту в Египте, где принял монашеский постриг). Порфирий посвятил себя ремеслу кожевника. Вскоре епископ Иерусалима поставляет Порфирия в иереи и делает ставрофилаком (хранителем Святого Креста в Иерусалимском храме). Через три года Порфирия рукополагают в епископы города Газа. В Газе процветало язычество, а христианская община была небольшой. Порфирий посылает Марка в Константинополь, чтобы он уговорил императора издать указ о уничтожении всех языческих храмов в Газе. Прибыв в столицу, Марк встречается с Иоанном Златоустом и вместе с ним через евнуха Евтропия частично достигает цели – император Аркадий издаёт указ о закрытии всех языческих храмов в Газе. Порфирий приступает к закрытию языческих храмов в Газе, но указ императора полностью не выполняется: часть языческих храмов закрыть не удалось. Идолопоклонники, которых было подавляющее большинство в Газе, ожесточались и не дозволяли христианам занимать общественные должности. Порфирий вместе с Марком в 401 г. отправляется с столицу, здесь они встречаются с Иоанном Златоустом и вместе с ним через евнуха кувикулярия Амантия пытаются достигнуть ранее поставленной цели – издания указа о уничтожении всех языческих храмов в Газе. Император вначале даёт отказ. Тогда Порфирий действует через императрицу Евдоксию, предсказав ей рождение мальчика-наследника. 10 апреля рождается будущий император Феодосий II. После рождения сына император Аркадий издаёт указ. После чего Порфирий с Марком отправляются в Газу, где уничтожают все языческие храмы при помощи императорских воинов, а всё имущество языческих храмов становится собственностью христиан. В городе начинаются обыски, в домах граждан ищут идолов, после чего их уничтожают. Часть языческого населения покидает город. В своём сочинении Марк описывает различные чудеса, которые совершал Порфирий, и всячески восхваляет Порфирия; в конце сочинения убеждает читателей, что Порфирий находится в раю. Долгое время сочинение Марка было известно лишь в латинском переводе, в таком виде оно было издано в 65 томе «Греческой Патрологии». Лишь к 1874 г. греческий подлинник был найден и издан Морицем Гауптом в «Трудах Королевской Академии Наук» в Берлине, за 1874 г. Русский перевод «Жития святого Порфирия, епископа Газского» был сделан и опубликован Иваном Васильевичем Помяловским (СПб. 1895 г.)

 
PR-CY.ru