МИЛОСЕРДИЕ

МИЛОСЕРДИЕ – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. С древности в различных культурных традициях милосердие осмысляется как важное условие человеческого общежития, существенное нравственное требование. В конфуцианстве человеколюбие-жень считалось основой добродетели, а забота о людях (шу) считалась одним из основных жизненных принципов. И в моизме взаимная любовь рассматривалась как источник согласия в семье, обществе, порядка в государстве. Деятельное сострадание отстаивал в своих законах, высеченных на камне, индийский царь Ашока. Христианская идея милосердия покоится на иудейской традиции. В христианстве милосердная любовь приобретает этически особое значение как одна из трёх (наряду с верой и надеждой) богословских добродетелей. Милосердие – инициативное чувство и активное действие, на что указывает притча о добром самарянине (Лк. 10:29–37). По христианскому учению, в милосердии человек посвящает себя Богу и тем самым открывается добру. С этической точки зрения, милосердие составляет долг человека. На это указывает заповедь любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству. В заповеди любви требование милосердного отношения к ближнему обосновывается и подкрепляется требованием любви к Богу: в этой любви человек должен проявить себя во всей внутренней полноте и цельности сердца, души, воли и разума (Мф. 22:37). Однако милосердие – не только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его. Человек не является милосердным потому, что стал совершенствующимся; скорее, милосердное поведение является выражением его совершенствования. Милосердие воплощено в участливом отношении к людям и как таковое противопоставлено в новозаветных текстах небрежению и беззаботности (Мф. 6:24; Римлянам 9:13,28). В милосердии человек ограничивает себя, жертвует собой ради другого (см. также Альтруизм).

 



 
PR-CY.ru