МАКРОБИЙ Амвросий Феодосий - Страница 2

Среди других участников – Квинт Аврелий Симмах, Вирий Никомах Флавиан (334–394 гг.; префект претория Италии и Иллирика в 390–394 гг.), Сервий (ум. около 400 г.; литератор, комментатор Вергилия), Авиен (род. около 400 г.; баснописец) и др. Не все описанные Макробием персонажи в реальности были его современниками, что указывает на наличие вымысла в изображении пира в «Сатурналиях», хотя, по мнению исследователей, сам Макробий предполагал, что в основе его произведения лежат события в Риме во время сатурналий 17–19 декабря 384 г. Исследователи отмечают, что тематика «Сатурналий» весьма разнообразна; в беседах героев невозможно выделить какую-либо основную тему; они постоянно переходят с одного предмета на другой, перемежая глубокие философские и религиозные размышления с обсуждением бытовых вещей. В первой книге речь идёт о происхождении сатурналий, праздников Януса, римского календаря. Участники заявляют, что все формы религиозного культа происходят от поклонения солнцу. Вторая книга написана в форме праздничной беседы в слегка шутливом тоне. Собеседники обсуждают шутки и мудрые изречения Цицерона, Платона, Аристотеля и Гиппократа. Книги с третьей по шестую посвящены преимущественно Вергилию, который представлен здесь, в первую очередь, как религиозный мыслитель. Участники большое внимание уделяют связи текстов Вергилия с законами Римских понтификов, его знанию традиций римского ритуала. Вопреки традиционным античным представлениям о регрессе собеседники доказывают, что в прежние времена (в эпоху поздней Римской республики) люди больше увлекались роскошью, а также различными видами искусства, чем в их время. Участники неоднократно возвращаются к творчеству Вергилия, сравнивают его с Гомером, Цицероном, обсуждают влияние на Вергилия греческих поэтов и его роль в латинской поэзии. Седьмая книга посвящена, в основном, бытовым вопросам, а также этическим правилам поведения в обществе, на пиру и празднике. «Комментарий к “Сну Сципиона”» Цицерона написан Макробием около 435 – 445 гг. Исследователи отмечают, что он представляет собой самую значимую в период поздней Античности попытку переосмысления в духе неоплатонического учения мистических представлений эпохи эллинизма о мироздании и загробном существовании. Среди других вопросов Макробий уделяет большое внимание астрономии, он описывает Землю как шар («globus terrae)», размеры которого незначительны по сравнению с космосом. Макробий считает, что Солнце в диаметре вдвое превосходит Землю. В средневековых рукописях трактат Макробия часто иллюстрировался и содержал чертежи, которые, скорее всего, как полагают исследователи, являются копиями позднеантичных оригиналов. На них карты земной ойкумены, схемы строения Земли, её климатических зон, системы Солнца, планет и звёзд (в основном, согласно теориям римского астронома Птолемея, II в. н.э.). Карты из рукописей Макробия и их копии так называемого Макробиева типа составляют многочисленную группу среди наиболее древних сохранившихся европейских карт. Онтологические представления Макробия оказали большое влияние на мировоззрение европейцев Средневековья.



 
PR-CY.ru