МЕЛХИСЕДЕК, Аверченко Михаил Ефимович

МЕЛХИСЕДЕК, Аверченко Михаил Ефимович (1875 – после 1933 гг.) – епископ Курганский. В 1890 г. поступил в Гомельское духовное училище, которое окончил в 1897 г. В том же году принял монашеский постриг с именем Мелхиседек в Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни. В 1906 г. был переведён в Троицкий Иссык-Кульский монастырь в Туркестане. 20 июля 1906 г. был рукоположён во диакона, 15 августа 1907 г. – во иерея. Служил священником в разных храмах неподалёку от монастыря. В 1918 г. был переведён в Ташкент, одновременно служил и в соседнем посёлке Черняево. Раньше в литературе было распространено утверждение, основанное на данных митрополита Мануила (Лемешевского), что в середине 1920 гг. Мелхиседек присоединился к обновленчеству. Однако в настоящее время это утверждение опровергается рядом вновь обнаруженных источников. В мае 1923 г. Мелхиседек сопровождал из Ташкента в Пенджикент священника Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого (см. Лука (Войно-Ясенецкий)), избранного кандидатом в епископы не признавшим обновленчество Союзом православных приходов Туркестанской епархии. После ареста и высылки Ташкентского епископа Луки (Войно-Ясенецкого), Мелхиседек продолжал активно бороться против обновленчества. Об этом, например, свидетельствуют доносы на него в ГПУ и НКВД от обновленческого Ташкентского епископа Николая Коблова от 22 июля 1923 г. и 21 января 1924 г. Николай Коблов, в частности, писал: «...Иеромонах Мелхиседек Аверченко, уволенный от должности священника Черняевского посёлка и запрещённый в служении, имея антиминс, продолжает служить в Ташкенте и в Черняевском посёлке, причём, около него группируются верующие. Все сообщество пропагандирует тихоновщину, волнуя народ и поддерживая в нём недовольство законной, как церковной, так и советской властью. Особенный вред нанёс иеромонах Мелхиседек церковно-обновленческому движению своим торжественным крестным ходом на воду в посёлке Черняевском...». Мелхиседек также упоминается в переписке между местными отделами ГПУ и НКВД в связи с подготовкой следственных материалов для его высылки из Туркестанской АССР, как «главаря староцерковников» в посёлок Черняево. Мелхиседек со своей общиной поддерживал связи с епископами Андреем (Ухтомским) и Петром (Зверевым), которые отбывали ссылку в Средней Азии за противодействие обновленчеству. К середине 1920 гг. Мелхиседек упоминается в сане архимандрита. 13 июня 1925 г. состоялась его хиротония во епископа. Об обстоятельствах хиротонии исследователям известно из доклада епископа Луки (Войно-Ясенецкого) заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) от 2 марта 1926 г. Согласно этому донесению, Мелхиседек был тайно рукоположён во епископа православных общин Туркестанской епархии ссыльными епископами Андреем (Ухтомским) и Львом (Черепановым). Исследователи полагают, что для этого Мелхиседек совершил поездку в город Теджен (Туркмения), где в это время находились оба епископа. Во второй половине 1925 г. в Ташкенте возникли церковные нестроения из-за конфликта между Мелхиседеком и временно управлявшим Ташкентской епархией викарным Семиреченским епископом Сергием (Лавровым), который сблизился с обновленцами. Епископ Сергий (Лавров) либо не знал об архиерейской хиротонии Мелхиседек, либо, как полагают исследователи, не признавал её. За отказ Мелхиседека признать его своим правящим архиереем, епископ Сергий (Лавров) запретил Мелхиседека в священнослужении.

 



 
PR-CY.ru