МАСОНА, Массона - Страница 4

После подавления восстания арианская кафедра Эмериты Августы была упразднена (хотя на остальной территории Вестготского королевства арианские епископы сохраняли своё положение до третьего Толетского Собора (май 589 г.; см. Толетские Соборы)), всё её имущество перешло православной общине. Масона сохранил и укрепил свою власть в митрополии. Некоторые исследователи видят в деятельности епископа скрытое противоборство процессу централизации Вестготского королевства и после обращения Реккареда I в православную веру. Один из участников заговора, Вакрила, укрылся от преследователей в базилике святой Евлалии. По решению Реккареда I заговорщик, его семья и близкие должны были лишиться всего имущества и стать рабами монастыря святой Евлалии. Однако Масона сохранил Вакриле свободу и имущество. Масона принял участие в третьем Толетском Соборе. Исследователи полагают, что епископ Эмериты Августы председательствовал на заседаниях, в актах Собора подпись Масоны («Ecclesiae Catholicae Emeritensis Metropolitanus Episcopus Provinciae Lusitaniae») стоит первой среди подписей епископов, сразу после подписи короля Реккареда I. Впрочем, порядок подписей мог определяться не значением кафедры и активностью участия в работе Собора, а длительностью нахождения на кафедре. Масона присутствовал и на Толетском Соборе 597 г., где его подпись под соборными постановлениями также первая среди подписей церковных иерархов. Самым поздним упоминанием Масоны считается адресованное ему послание Исидора Севильского, датированное 28 февраля 606 г., однако подлинность этого послания, как и его датировка, большинством историков ставится под сомнение. Хотя Масона назван святым уже в «Житиях Эмеритских отцов» (VII в.), самые ранние сведения о его почитании относятся к X–XI вв. Исследователи полагают, что формирование культа Масоны и других епископов Эмериты Августы, живших в эпоху Вестготского королевства, было связано с распространением «Житий Эмеритских отцов». Так, несколько рукописей этого произведения были созданы в аббатстве Сан-Мильян-де-ла-Коголья и в аббатстве Санто-Доминго-де-Силос. Поминовение Масоны указано в миссале и в календаре – книгах римского обряда, созданных в конце XI в. в монастыре Сан-Мильян-де-ла-Коголья. Среди реликвий, хранившихся в этой обители в XIII в., были реликвии Масоны и его преемника Иннокентия. О почитании Масоны в аббатстве Санто-Доминго-де-Силос свидетельствует наличие его памяти под 11 декабря в монастырском миссале XIII в. и упоминания в литаниях в составе бревиариев XIV в. Поминовение Масоны указано также в бревиарии конца XII в., созданном, скорее всего, как полагают исследователи, в Арагоне. Однако в Средние века и в Новое время почитание святого почти не получило распространения. Память Масоны отсутствует в «Римском Мартирологе» и в календаре Римско-католической церкви для Испании. В настоящее время поминовение святых епископов и архиепископов Мериды совершается 11 декабря в архиепископстве Мерида-Бадахос. Иногда в качестве дня памяти святых епископов Павла и Масоны указывают 1 или 14 ноября.



 
PR-CY.ru