МАКСИМИАН - Страница 2

Августин Блаженный впервые описал эти события в сочинении «Против грамматика Крескония, сторонника Доната» (405/406 гг.). Около 417 г. в письме трибуну Бонифацию Августин Блаженный смягчил некоторые детали (например, упоминание о том, что епископа бросили в отхожее место). Исследователи полагают, что вопреки мнению Августина Блаженного донатисты стремились не убить Максимиана, но лишь подвергнуть его побоям и унижению. Кафолические епископы Африки ссылались на происшествие с Максимианом, чтобы добиться от императора Гонория принятия суровых мер против донатистов. Считая себя членами гонимой «церкви мучеников», донатисты указывали на деятелей схизмы (например, епископа Маркула (ум. в 347 г.), Доната, епископа Багаи, и др.), убитых по приказу светских властей с одобрения кафолических иерархов. Однако к началу V в. положение изменилось: донатисты, ранее подвергавшиеся гонениям, при поддержке циркумцеллионов стали прибегать к террору против сторонников кафолической церкви. Так, в 403 г. Криспин, донатистский епископ Каламы, организовал нападение на кафолического епископа Поссидия, друга Августина Блаженного. По свидетельству Поссидия, однажды сам Августин Блаженный едва не попал в засаду, устроенную циркумцеллионами. Причиной таких нападений нередко были судебные процессы между кафолическими и донатистскими клириками. Когда Сервус Деи, кафолический епископ города Тубурсику-Буре (ныне Тебурсук, Тунис), подал в суд на донатистов, отнявших у него храм, он подвергся нападению вместе с одним из пресвитеров; пресвитер погиб, а епископ выжил и отправился в Италию, чтобы дать показания против раскольников. Таким образом, происшествие в Багаи было не единственным подобным случаем: по словам Августина Блаженного, многие кафолические клирики страдали от агрессии донатистов. На Соборе в Карфагене (16 июня 404 г.) было решено ходатайствовать перед императором Гонорием о защите кафолического духовенства от донатистов и о применении к ним карательных законов против еретиков. Участники Собора послали к императорскому двору Эводия, епископа Узалиса, и Теазия, епископа Мемброны (Мемблоны), которые должны были подробно описать насилия, творимые африканскими раскольниками. Тогда же в Италию отправились Максимиан, Сервус Деи и другие епископы, пострадавшие от донатистов. По словам Августина Блаженного, вид Максимина, покрытого шрамами, произвёл глубокое впечатление на императора, который издал указы против раскольников. Начиная с февраля 405 г. были изданы так называемый эдикт о единстве церкви и несколько дополняющих его декретов. Схизма донатистов была приравнена к ереси; раскольникам было запрещено устраивать собрания, у них следовало конфисковать молитвенные здания, ограничить их гражданские права. Впоследствии император велел африканским должностным лицам карать всех представлявших угрозу кафолической церкви (ноябрь 408 г.) и разрешил неограниченно применять силу против еретиков (август 410 г.). В то же время шла подготовка к дебатам между кафолическими и донатистскими епископами, которые состоялись в июне 411 г. в Карфагене и завершились полным запретом донатизма. На собрании присутствовал Донатиан, донатистский епископ Багаи; о Максимиане в документах не упоминается (исследователи полагают, что к этому времени он скончался). Сведений о почитании Максимиана до XVI в. нет. Кардинал Цезарь Бароний внёс его память в «Римский Мартиролог» под 3 октября как исповедника, пострадавшего от донатистов, на основании свидетельства Августина Блаженного.



 
PR-CY.ru