МИТРОФАН, Михаил - Страница 30

На более простой по украшению бархатной скуфейке того же времени, поступившей из Строгановского музея (Государственный исторический музей), помещён прямоугольный образок Митрофана в схиме; на скуфье из зеленоватого бархата, происходящей из Коневского монастыря (Музей Православной Церкви, Куопио (Финляндия)), – Митрофан в коленопреклонённой молитве, с поднятой для крестного знамения рукой. Фон изображений тёмный, как и на скуфье третьей четверти XIX в. (музей при церкви Митрофана Воронежского в Москве). В другом варианте этих произведений применялась техника печати по хлопчатобумажному бархату – например, на скуфье 1859 г. с образом Божьей Матери «Споручница грешных», с изображениями великомученицы Варвары, Митрофана Воронежского и преподобного Антония Киево-Печерского (частное собрание). Другая «печатная» скуфья с образами Благовещения Богородицы, Собора архангела Михаила, Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия» и Митрофана 1840–1850 гг. (Каргопольский историко-архитектурный музей-заповедник) бытовала в Каргопольском уезде. Подобные произведения хранятся в Государственном историческом музее, музее при церкви Митрофана Воронежского в Москве (из собрания протопресвитера Николая Колчицкого; по преданию, раньше находилась у патриарха Сергия (Страгородского)), в частных собраниях. Подобным образом (шитьём по бархату с использованием блёсток и живописных вставок с иконой святителя и херувимами и надписью) декорированы и рукавицы от мощей святого второй трети XIX в. (Музей истории религии, Львов; Государственный исторический музей). Немного иной характер шитья исследователи видят на рукавице зелёного бархата, присланной Воронежским архипастырем в Коневский монастырь (Музей Православной Церкви, Куопио, Финляндия). Дополнительные сюжеты на скуфьях и рукавицах отражают особенности местного почитания святых (исследователи полагают, что некоторые из них происходят из Киева). Муромский старец преподобный Антоний Грошевник по благословению святителя Антония ходил в Киев в чугунной шапке Питирима Тамбовского, обшитой внутри бархатными шапочками от мощей Митрофана и великомученицы Варвары. К памятникам этого круга исследователи относят и бархатные пелены или покровцы 1830 гг. (после 1833 г.) с напечатанным изображением раки с мощами Митрофана (Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», музей при церкви Митрофана Воронежского в Москве). В композиции даны отсылки к месту нахождения святыни: изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и архангела Михаила (посвящение престолов, тезоименитый святой Митрофана в миру), большая икона Божьей Матери «Одигитрия» с обилием свечей; в правой части – рисунок раки под сенью со многими подлинными деталями. Портрет «шевцовского» извода заключён в большую раму с образами херувимов, мощи, как и раньше, облачены в схиму, у изголовья – жезл-реликвия святителя. Особенностью композиции исследователи называют исторически достоверное, даже при условности рисунка, воспроизведение серебряной раки 1833 г., пожертвованной воронежским купечеством, с рельефом, на котором изображён императора Пётр I, несущий гроб «святого старца», и с ангелами, поддерживающими края раки, и с арабесками, и с орлами, на которых стояла гробница.

 



 
PR-CY.ru