МИТРОФАН

МИТРОФАН – монах Симонова Старого московского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря; русский художник XV в., старший современник и предположительно учитель художника Дионисия. Имя Митрофана исследователи встречают в комплексе документов Симонова монастыря конца 1440 – начала 1460 гг., связанных с тяжбой о правах владения Спасо-Преображенской пустыни («монастырьком-церковью св. Спаса») на Медвежьем озере. Самое раннее упоминание содержится в «продажной грамоте», свидетельствующей о выкупе Спасской пустыни «у архимандрита у Геронтия Симоновского и у его старцев Симоновских у Мартирья у строителя, у Ондрея у златого мастера, у Митрофана у иконника, у Амбросья у казначея…». Грамота датируется периодом правления Симоновым монастырём архимандрита Геронтия (впоследствии Московский митрополит) около 1445 – 1453 гг. и входит в сборник копий грамот, составленный в 1666 г. (Исторический музей); тот же текст повторен в грамоте 1453–1462 гг. (Исторический музей). В купчей и докладной грамоте Киевскому митрополиту Ионе от 14 мая 1458 г. сообщалось, что «игумен Иев пречистые Богородицы Симоновского старого монастыря, да старец Митрофан иконник» купили у братии Нового Симонова монастыря земельные угодья для Спасской пустыни (Исторический музей). В начале июля 1460 г. Митрофан присутствовал при составлении духовной грамоты старца Нового Симонова монастыря Адриана Ярлыка (здесь род деятельности Митрофана не упомянут; Исторический музей). Письменные свидетельства говорят исследователям о высоком положении Митрофана в монастырской иерархии: в купчей 1445–1453 гг. он упомянут на четвёртом месте после настоятеля, строителя и ювелира, но перед казначеем; в купчей 1458 г. назван владельцем монастыря на Медвежьем озере наравне с самим игуменом Старого Симонова монастыря; по мнению исследователей, духовная грамота 1460 г. может свидетельствовать о переходе Митрофана из Старого Симонова монастыря в Новый. Таким образом, в 1450–1460 гг. Митрофан был уже не молод, вероятно, знаменит как иконописец и по возрасту мог принадлежать «к поколению непосредственных учеников» преподобного Андрея Рублёва. Старца Симонова монастыря «иконника Митрофана» исследователи отождествляют с другим известным по летописям Митрофаном – соавтором Дионисия по росписи собора Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре, выполненной между 1467 и 1476 гг. В летописных сообщениях и в тексте Жития преподобного Пафнутия Боровского, составленного Вассианом II (Саниным; впоследствии архиепископ) в 1506–1515 гг., имя Митрофана указано перед именем Дионисия, что говорит о статусе Митрофана как главы иконописной артели, приглашённой преподобным Пафнутием для росписи собора. Тексты также свидетельствуют о высочайшей оценке его трудов современниками, включая великого князя Ивана III Васильевича: «…Церкви та совершеное украшение приемлет, еже от живописцев Митрофана инока и Дионисия и их пособников, пресловущих тогда паче всех в таковом деле» («Полное собрание русских летописей», том 25), «…подписа ее чюдно велми Митрофаном старцем и Дионисием живописцы хитрыми в Рустей земли и их ученици и пособници».

 



 
PR-CY.ru