МАРКЕЛЛ, Безбородый - Страница 10

В узком смысле под термином «Певчая Псалтирь» исследователи понимают раздел книги «Обиход», в котором содержатся нотированные стихи и припевы воскресных и поющиеся по их образцу седмичные кафизмы утрени (самая ранняя рукопись с дополнительным набором распетых стихов и припевов седмичных кафизм (Российская национальная библиотека) датируется 1598–1605 гг., но в ней содержатся только «вторые» (из двух, исполняемых на утрене любого дня) кафизмы, а именно: пятая, восьмая, одиннадцатая, четырнадцатая, семнадцатая, двадцатая, исполняемые на модель третьей кафизмы), поскольку этот раздел нередко озаглавлен как «Псалтир» (например: «Таж Псалтир» – Российская национальная библиотека, XVII в.; «Начало Псалтири» – Российская государственная библиотека, 1613–1645 гг.) или «Кафизмы певчия» (в старообрядческих беспоповских «Обиходах»). Однако этот раздел, включающий полный цикл утренних кафизм, появился в певческих рукописях приблизительно в 1620 гг. и распространялся до 1660 гг. Опираясь на данные биографии Маркелла, Н.В. Рамазанова справедливо утверждает, что в таком случае остаётся неясной причина, по которой распространение сочинения автора (расцвет его деятельности приходится на середину XVI в.) задержалось более чем на полвека. Для объяснения этих обстоятельств она предложила следующую гипотезу. Известно, что патриарх Филарет, восшедший на престол в 1619 г., предпринял попытку унифицировать богослужебные книги согласно древним книгам «добрых переводов». По мнению Н.В. Рамазановой, «тогда, вероятно, и возник интерес к Псалтири Маркелла Безбородого» как к образцу древней певческой традиции. Однако предположение о том, что Маркелл сочинил некую версию «Певчей Псалтири» в середине XVI в., которая стала распространяться только в XVII в., кажется сомнительным, поскольку при этом не учитываются факты, связанные с историей фиксации псалмовых формул. Во-первых, в разделе «Псалтирь певчая» содержатся напевы воскресных и седмичных утренних кафизм, но при этом все они распеваются по модели воскресных – второй и третьей. Во-вторых, напев второй кафизмы фиксируется уже в рукописях первой половины XVI в., при этом мелос её стихов и припевов, судя по графическим редакциям, весьма прост и основан на традиционных формулах знаменного распева, которые могли быть известны любому грамотному певчему. Исследователи считают более вероятным, что Маркелл стал автором сложного мелоса третьей кафизмы с включением попевок путевого распева, который распространяется в певческих рукописях во второй половине XVI в. Однако, как отмечают исследователи, владение подобным стилем, отличающимся сложностью формульного состава и употреблением специфической нотации, было характерно для особых мастеропевцев, имена которых, вероятнее всего, должны были найти отражение в музыкально-теоретических руководствах или упомянуты в ремарках певческих рукописей. Учитывая богатую гимнографическую деятельность Маркелла, у исследователей есть основания полагать, что он сочинил тексты оригинальных текстовых припевов ко второй (в порядке следования в богослужении) кафизме – как в воскресный, так и седмичные дни. Эту мысль высказала Т.Г. Казанцева в публикации, посвящённой старообрядческой традиции пения псалмов. Действительно, двухстрочная структура некоторых тропарей из канонов Маркелла напоминает исследователям соединение псалмового стиха с припевом к нему.



 
PR-CY.ru