МАКСИМИЛИАН - Страница 2

Обстоятельства ареста Максимилиана исследователям не вполне понятны. Его отец назван в тексте темонарием (temonarius) – чиновником, который должен был обеспечивать набор рекрутов в армию или выплату вместо них установленного налога. Однако эта должность появилась лишь в 375 г., после военной реформы 370 г. Исследователи полагают, что Флавий Виктор был одним из воинов-ветеранов, сыновья которых во времена императоров Диоклетиана и Константина были обязаны нести военную службу. В таком случае отказ Максимилиана выполнять воинский долг послужил причиной ареста как его самого, так и его отца. Упомянутый в начале повествования адвокат Помпеян, по мнению исследователей, представлял на суде интересы государства или, напротив, защищал Виктора и Максимилиана. На поведение Максимилиана могло повлиять общее настроение христиан Северной Африки, в III в. находящихся под влиянием учения Тертуллиана и Киприана Карфагенского, которые не одобряли военную службу. Об употреблении свинцовых пластинок с именами солдат в римской армии в других источниках не сообщается. Д. Вудс соотносит данное указание с практикой использования свинцовых печатей в VIII в., после появления арабов в Египте и Месопотамии. Дион Кассий, по мнению исследователей, был внуком или правнуком историка Диона Кассия; период, когда он занимал должность проконсула Африки (возможно, с июля 294 г. по июль 295 г.), исследователи определяют на основе «Актов» Максимилиана и сведений, что в 291 г. Дион Кассий был консулом, в 296 г. – префектом Рима. Следовательно, в то время город Тевеста относился к Проконсульской Африке, а не к Нумидии. Заключительная часть «Актов», где с точностью до дня указан возраст мученика (21 год 3 месяца 18 дней), могла быть составлена на основе сохранившейся эпитафии Помпеяне, похоронившей останки Максимилиана. По мнению исследователей, из-за того, что Максимилиан был приговорён к смертной казни за отказ от воинской службы, а не за исповедание веры, его память не была включена в наиболее ранние церковные календари. Впервые она появляется в «Мартирологе» Флора Лионского (IX в.) под 12 марта без сказания и без указания места кончины. В отличие от Адона Вьеннского, который вслед за Флором Лионским обозначил имя Максимилиана в своём «Мартирологе», Узуард пропустил его. В 1580 гг. кардинал Цезарь Бароний внёс в «Римский Мартиролог» память мученика под 12 марта, ошибочно отождествив его с мучеником Мамилианом, пострадавшим в Риме (в современной редакции «Римского Мартиролога» ошибка кардинала Цезаря Барония устранена).



 
PR-CY.ru