МАРТИН - Страница 2

Согласно этой гипотезе, Сульпиций Север составил «Жизнь Мартина» вскоре после кончины святого, в декабре 397 г. – январе 398 г., хотя, как полагают исследователи, он мог ещё не знать о смерти Мартина. Датировка создания текста связана с определением даты составления письма Павлина Ноланского, который получил сочинение от Сульпиция Севера и высоко оценил «священную хвалу [Мартину]..., историю этого великого священнослужителя и, несомненно, исповедника... Блажен он потому, что получил историка, достойного его веры и жизни. Заслуги [Мартина] уготовали ему славу на небесах, а твоё перо – память среди людей». Большинство исследователей вслед за П. Фабром полагают, что письмо было написано весной 397 г. Таким образом, «Жизнь Мартина» была завершена более чем за год до кончины святого, который, скорее всего, как полагают исследователи, получил возможность ознакомиться с этим сочинением. «Жизнь Мартина» посвящена «дорогому брату Дезидерию», как полагают исследователи, аскету знатного происхождения, который жил в Аквитании. Дезидерий предположительно был адресатом письма Павлина Ноланского и, как полагают исследователи, состоял в переписке с Иеронимом Стридонским. Хотя в посвящении Сульпиций Север просит Дезидерия никому не показывать сочинение или, по крайней мере, «убрать имя автора», если он сочтёт нужным «опубликовать эту книжечку», текст несомненно предназначался для обнародования. Наиболее вероятная целевая аудитория «Жизни Мартина» – аскетические круги в Галлии и за её пределами. Сульпиций Север послал сочинение Павлину Ноланскому, который ознакомил с его содержанием Меланию Старшую, Никиту Ремесианского и «множество Божьих святых». Благодаря Павлину Ноланскому «Жизнь Мартина» стала известна в Риме и, как иронически отмечал Сульпиций Север, принесла большую выгоду книготорговцам. По словам Сульпиция Севера, его сочинение читали в Карфагене и даже в Египте, хотя это утверждение вызывает у исследователей сомнения. В «Диалогах» Сульпиций Север просил своего собеседника Постумиана передать Павлину Ноланскому новое сочинение о Мартине, чтобы тот распространил его не только в Риме, но и во всей Италии и в Иллирике (сам Постумиан должен был доставить его в Карфаген и на Восток). В прологе к «Жизни Мартина» Сульпиций Север противопоставляет свой труд «суетным» языческим сочинениям о героях и философах, тем самым помещая его в контекст античной биографической литературы. По его мнению, жизнеописания язычников, призванные увековечить их память и дать пример потомкам, создавались только из-за суетного тщеславия: «Упование своё они возложили на басни, а души ввергли в могилы». В отличие от них биография Мартина должна была вдохновить читателей на служение Богу и стяжание «истинной мудрости». Жизнь Сульпиция Севера, по его словам, не была примером, достойным для подражания, но он надеялся получить «вечную награду от Бога», описав жизнь Мартина. Труд писателя-христианина рассматривается как своего рода аскетический подвиг. Сходные мысли высказывали христианские поэты IV в. Так, Ювенк надеялся, что получит «бессмертную славу» и воздаяние от Христа за стихотворное переложение Евангелий. Пруденций призывал свою «грешницу душу» отречься от мирской суеты: «Голосом Бога хотя бы прославь, если не можешь делами».

 



 
PR-CY.ru