МАРК ИБН АЛЬ-КУНБАР

МАРК ИБН АЛЬ-КУНБАР, Абу-ль-Фахр Маркус ибн аш-Шейх Абу-ль-Баракат Мавхуб ибн аль-Кунбар; Маркус ад-Дарир – Марк Слепец (около 1130 гг. – 1208 г.) – иеромонах, египетский богослов и церковный деятель, выступавший за пересмотр ряда канонических и обрядовых установлений Коптской церкви, к которой принадлежал изначально, и в поисках поддержки своих реформаторских устремлений перешедший в юрисдикцию Александрийской православной церкви. В научной литературе встречаются другие варианты написания имени (Ибн аль-Канбар, Ибн аль-Кунбур); в настоящее время обычно используется вариант Ибн аль-Кунбар, в пользу которого привёл ряд аргументов Самир Хамидович Хотко (в современных коптских изданиях иногда употребляется написание без определённого артикля – Ибн Кунбар). Основными источниками сведений о Марке ибн аль-Кунбаре являются сочинения его главного оппонента митрополита Михаила Дамиеттского, возглавлявшего епархию, где служил священником Марк ибн аль-Кунбар, и подробный рассказ о нём в компилятивном сочинении «Церкви и монастыри Египта и соседних земель», одним из составителей которого был Абу-ль-Макарим (XII–XIII вв.). Их сообщения о Марке ибн аль-Кунбаре ввиду его конфликта с коптским священноначалием и последующего ухода из Коптской церкви носят негативный характер и требуют критического к себе отношения. В современной коптской историографии Марк ибн аль-Кунбар также представлен «еретиком», обвиняемым в учинении смуты среди верующих. Судя по прозвищу, Марк ибн аль-Кунбар был слепым, однако исследователям неизвестно, с какого времени. По сообщению Михаила Дамиеттского, он был женат, но пожелал принять монашество. Каноническое условие для пострига, предполагающее принятие монашества обоими супругами, оказалось для его жены неприемлемым. Тогда он «тайно выдал свою жену замуж за другого» и, убедив Иоанна, епископа Дамсиса, что она находится в женском монастыре, был пострижен им в монашество с именем Маркус (Марк), а затем рукоположён во священники. Узнав об этом, патриарх Иоанн V (1146–1166 гг.) запретил обоих в служении. В патриаршество Иоанна V Марке ибн аль-Кунбаре привлёк внимание единоверцев как вдохновенный проповедник. Обратил в христианство многих самаритян. В то время, когда египетские христиане использовали в богослужении коптский язык, уже практически вышедший тогда из повседневного обихода, Марк ибн аль-Кунбар занялся переводом Священного Писания с коптского на арабский язык и составлял на арабском языке аллегорические толкования библейских текстов. Найдя неудовлетворительным употреблявшийся тогда «Лекционарий», составил собственный («Указатель»).

 



 
PR-CY.ru