МОНТАН, ЛУКИЙ (ЛУЦИЙ), ФЛАВИАН, ИУЛИАН, ВИКТОРИК и другие - Страница 2

В прологе объясняется цель послания: оставить будущим христианам истинное свидетельство величия Божия и увековечить в памяти потомков страдания, которые мученики претерпели ради Господа. Вторая часть Мученичества представляет собой, по мнению исследователей, хронику, в которой рассказывается о суде над пятью христианами, составившими послание, и об их мученической кончине. Это повествование было написано по просьбе Флавиана анонимным автором, который использовал не только свидетельства близких мученикам людей, но и, как полагают исследователи, официальные документы, например, протокол допроса Флавиана. Высказывалось предположение о том, что анонимным автором второй части Мученичества является диакон Понтий – ученик Киприана Карфагенского и составитель его Жития, однако впоследствии данная гипотеза не нашла поддержки среди исследователей. При литературном анализе Мученичества неоднократно указывалось на наличие параллелей между ним и другими агиографическими произведениями Северной Африки III в., например, Мученичеством святых Перпетуи и Фелицитаты. Прежде всего, это касается композиции произведений, в которых большое место уделено рассказу о видениях мучеников и описанию тюрьмы, тогда как о допросах подсудимых и их пытках говорится крайне лаконично. Также большинство исследователей признают, что в Мученичестве Монтана, Лукия, Флавиана, Иулиана, Викторика и др. заметно влияние учения Киприана Карфагенского. Кроме того, Франсуа Дольбо указал на наличие параллелей между Мученичеством и «Беседой о мученичестве Доната и Адвоката» и предположил, что Мученичество имело две редакции: первая редакция (семья α), предназначенная для чтения во время богослужений в «официальной Церкви», была создана на основе второй (семья β), в которой содержатся элементы донатизма. Впоследствии Ж.П. Буо подверг критике данную точку зрения и попытался проследить этапы написания Мученичества. Первая часть (соборное послание) была написана заключёнными в феврале 259 г.; летом того же года вскоре после кончины святых был составлен общий текст Мученичества; около середины IV в. донатисты использовали его при создании своего рода Мартиролога; в VI в. редакция из Мартиролога донатистов была переработана для богослужебных чтений 23 мая в «официальной» Церкви Карфагена (этот вариант Мученичества содержится в рукописях семьи α); Мартиролог донатистов получил распространение в Европе, и редакция Мученичества, содержащаяся в нём, была включена в западные средневековые легендарии под 24 февраля. После народного восстания, которое подняла необузданная толпа, желавшая убить презида, во время жестокого преследования христиан были схвачены Монтан, Лукий, Флавиан, Иулиан, Викторик, Примол, Рен и оглашенный Донатиан, который, приняв крещение в темнице, тотчас скончался. Примол, который был крещён за несколько месяцев до ареста, также умер в заключении. Презид хотел сжечь заживо арестованных, но по воле Божьей пламя в печи потухло, не причинив им никакого вреда. Тогда Монтан, Лукий, Флавиан, Иулиан, Викторик и их спутники были отведены в тюрьму, где их посещали единоверцы, и где Рен сподобился во сне видения, в котором ему было открыто, что Сам Христос сопутствует Своим рабам.

 



 
PR-CY.ru