ЛАМБЕРТ

ЛАМБЕРТ, Магистр Ламберт; Псевдо-Аристотель (1260–1270 гг.) – французский музыкальный теоретик периода Ars antiquа. Судя по проблематике его музыкального трактата, созданного предположительно между 1265 и 1275 гг. и занимающего промежуточное положение между сочинениями на ту же тему Иоанна де Гарландиа и Франко Кёльнского, Ламберт был связан с парижской музыкальной средой последней трети XIII в. Джон Юдкин отождествил Ламберта с одноимённым магистром Парижского университета и деканом церкви святого Викентия в Суаньи, завещание которого датировано 8 апреля 1270 г. Однако исследователи полагают, что составление завещания может свидетельствовать о том, что период наибольшей активности его автора и, следовательно, создание трактата приходится на более раннее время – 1250–1260 гг. С. Пинегар выдвинула версию, что автором трактата является доминиканец Ламберт из Осера, написавший в середине 1250 гг. сочинение «Сумма логики»; Р. Бальцер считает эту кандидатуру менее вероятной, т.к. тонарий в составе трактата Ламберта не содержит каких-либо доминиканских особенностей. В одной из анонимных копий этот трактат помещался после труда, приписываемого Аристотелю, и на этом основании атрибутировался ему (например, Жаком Льежским, XIV в.; поэтому в медиевистике XX в. автора часто называли Псевдо-Аристотелем). Существовала и другая атрибуция этого сочинения – Беде Достопочтенному, встречающаяся, в частности, у Франсиско Салинаса (1577 г.). В новом издании К. Мейера и К. Десмонд труд Ламберта назван «Ars musica» («Искусство музыки»). Трактат состоит из двух частей, связанных соответственно с темами «musica plana» (букв. – «ровная музыка», т.е. одноголосное и неритмизированное григорианское пене) и «musica mensurabilis» (т.е. «многоголосная музыка» и связанные с ней ритмика и нотация), и этим напоминает исследователям соответствующие трактаты Иоанна де Гарландиа – с тем различием, что последние получили раздельное существование в рукописной традиции, хотя изначально составляли один большой труд. Некоторые положения трактата Ламберта изложены в стихотворной форме. Исследователи отмечают, что первая (бóльшая) часть трактата носит компилятивный характер и содержит традиционное обсуждение вопросов происхождения («изобретения»), классификации («деления») и определения музыки, а также звукоряда, гексахордной системы, проблемы различения b круглого и h квадратного, мутации и др. Перечисляются 12 интервалов от унисона до октавы (за исключением тритона). Подобно Иоанну де Гарландиа, Ламберт классифицирует консонансы и диссонансы на совершенные, средние (mediae) и несовершенные. При этом его формулировки иногда имеют индивидуальные нюансы. Далее следуют объяснение церковных ладов (гласов) и в качестве приложения весьма обширный тонарий с музыкальными примерами.

 



 
PR-CY.ru