ЛЕВ V - Страница 3

Тем не менее, болгарская граница надолго оказалась в безопасности, что позволило начать активное восстановление разрушенного Крумом, в первую очередь, крепостей. Льву V удалось также добиться обмена пленными, состоявшими на императорской или соответственно на ханской службе. Вместе с тем много христиан осталось в плену, где некоторые из них были убиты за отказ отречься от веры (см. ст. Мануил, Георгий, Пётр и др., мученики Адрианопольские) или же есть мясо в Великий пост. О каких-либо столкновениях на восточной границе при Льве V сведений нет, из чего исследователи делают вывод, что он обеспечил империи прочный мир минимум на пять лет (816–820 гг.). Силы халифата в это время были оттянуты на подавление восстания хуррамитов во главе с Бабеком. В конце 820 г. в Анатолии началось восстание Фомы Славянина, заручившегося поддержкой арабов и венчанного на царство в Антиохии патриархом Иовом. Главная внутриполитическая проблема, стоявшая перед Львом V, обозначилась ещё до его венчания на царство. Если инициатива провозглашения Льва V принадлежала войску, то отречение Михаила I Рагнаве было результатом посредничества патриарха Никифора I, уже во второй раз выступавшего как главное действующее лицо при передаче власти (в 811 г., при отречении Ставракия, сына и соправителя императора Никифора I). Патриарх Никифор I немедленно потребовал от Льва V принести присягу в том, что он не будет покушаться на церковные установления. Источники сообщают противоречащие друг другу сведения, но наиболее вероятным исследователям представляется следующий сценарий: Лев V отказался давать присягу в качестве предварительного условия коронации, но принёс её уже после официального венчания в Святой Софии. Таким образом, новому императору сразу же пришлось иметь дело с чрезвычайно влиятельной конкурирующей политической силой – Константинопольским патриархатом во главе с Никифором I. Как только смерть Крума избавила Льва V от военной угрозы, он начал действовать. План императора был прост: опираясь на реально существовавшие иконоборческие настроения, вызванные во многом ностальгией по победоносным императорам Сирийской династии, организовать выступления против почитания икон, с тем, чтобы православные иерархи, включая Никифора I, были вынуждены защищать свою позицию. Затем Лев V предложил бы себя в роли арбитра как лицо, во-первых, незаинтересованное, а во-вторых, обладающее необходимыми полномочиями. Далее у него оставалась свобода манёвра: даже если бы он решил дело в пользу иконопочитания, авторитет императора возобладал бы над патриаршим. На Пятидесятницу, 4 июня 814 г., была образована комиссия, возглавляемая Силейским епископом Антонием и Иоанном Грамматиком (впоследствии Константинопольский патриарх Иоанн VII Грамматик), которая должна была отыскать в императорской библиотеке свидетельства святых отцов против почитания священных изображений. Попытки Льва V привлечь на свою сторону кого-либо ещё из епископов на этом этапе результатов не дали. В декабре 814 г. император предложил патриарху или применить икономию и снять низко висящие иконы, чтобы к ним нельзя было прикладываться, или объяснить, на чём основано иконопочитание, если в Священном Писании о нём ничего не говорится. Патриарх наотрез отказался и от того и от другого. Лев V продолжал безуспешно добиваться диспута между Никифором I или его представителями с одной стороны и Иоанном и Антонием – с другой.

 



 
PR-CY.ru