ЛАГРАНЖ Мари Жозеф

ЛАГРАНЖ Мари Жозеф (1855–1938 гг.) – французский католический библеист. Получил духовное образование в семинарии в Отёне. Изучал римское право и нормы международного права в Париже, где в 1878 г. ему была присвоена степень доктора права. В 1879 г. Мари Лагранж принял постриг в доминиканском Ордене. В 1880 г. был вынужден покинуть Францию в связи с изгнанием доминиканского Ордена из страны. Продолжил обучение в Саламанке и Вене. В этот период жизни Мари Лагранж стал активно интересоваться библейской критикой. Вопрос о совместимости применения историко-критического метода с представлением о богодухновенности Священного Писания определил дальнейшую научную деятельность Мари Лагранжа. В 1890 г. Мари Лагранж был направлен в Палестину; в Иерусалиме основал Библейскую и археологическую школу. Усилиями Мари Лагранжа в 1892 г. эта школа получила собственный печатный орган – журнал «Библейское обозрение» («La revue biblique»). В 1900 г. Мари Лагранж основал серию «Библейские исследования» («Études bibliques»). На страницах «Библейского обозрения» и в работах, опубликованных в серии «Библейские исследования», Мари Лагранж и его последователи выступили с программой «исторического метода» экзегезы Священного Писания. Различая откровение и богодухновенность, Мари Лагранж утверждал, что последняя проявляется во всей совокупности способов, которые библейские авторы использовали для выражения полученного ими откровения, включая работу над доступными им историческими документами, соединение и редактирование их текстов. Отвергая эволюционистские представления школы Вильгельма Фатке (1806–1882 гг.) – Карла Генриха Графа (1815–1869 гг.) – Авраама Кюнена (1828–1891 гг.) – Юлиуса Велльгаузена (1844–1918 гг.), одним из важнейших тезисов которой было становление еврейского монотеизма в результате последовательного развития раннего еврейского политеизма, Мари Лагранж вместе с тем утверждал, что ветхозаветное откровение было дано в несколько этапов, каждый качественно отличался от предыдущего. В этом отношении концепция Мари Лагранжа близка к теории догматического развития Джона Генри Ньюмена (1801–1890 гг.), хотя и не настолько радикальна, поскольку направлена преимущественно на дохристианскую эпоху. Мари Лагранжа за концепцию, главным выражением которой стала книга «Исторический метод» («La méthode historique». 1903 г.), заподозрили в приверженности к модернизму. Мари Лагранж был вынужден временно покинуть иерусалимскую школу, часть его работ попала в «Индекс запрещённых книг», однако учёный был оправдан. Более того, именно деятельность Мари Лагранжа способствовала постепенной легализации в Римско-католической церкви использования историко-критического метода, получившей выражение в нескольких энцикликах Римских пап: «Providentissimus Deus» Льва XIII (1893 г.), «Spiritus Paraclitus» Бенедикта XV (1920 г.), «Divino Afflante Spiritu» Пия XII (1943 г.) и «Dei Verbum» Павла VI (1965 г.).

 
PR-CY.ru