ЛЮБОПЫТНЫЙ Павел Онуфриев, Светозаров Павел Львович - Страница 4

Среди известных исследователям только по названиям сочинений П.О. Любопытного были и литературные произведения: «Слово на обновление Малоохтинской часовни», «Слово на день пророка Илии», а также написанные стихами эпитафии, подписи к картинам, «Поэма в ямбических стихах о московском купце Петре Матвееве». В числе созданного П.О. Любопытный неоднократно упоминает картины со стихотворными подписями («Символическая картина XIX века Христовой церкви, с приличными ей стихами»). Это даёт исследователям основание предположить, что П.О. Любопытный являлся также автором неких «картин», выполненных или на отдельных листах, или в тетрадях с относящимся к ним текстом. Эти сочинения подтверждают знакомство П.О. Любопытного со светской литературой его времени. Современники, которых, как правило, задевала писательская манера П.О. Любопытного, одновременно резко обличительная и панегирическая, порой нелицеприятно отзывались о его сочинениях. В 1830 гг. со стихотворными сатирическими ответами П.О. Любопытного выступил друг его молодости, наставник московских поморцев Адриан Сергеев (Исторический словарь и Каталог, или Библиотека. 1866 г.). Важным направлением в книжных трудах П.О. Любопытного исследователи называют библиографию. В 1828–1829 гг. в Санкт-Петербурге он составил «Исторический словарь староверческой церкви» и «Каталог, или Библиотеку, старообрядческой церкви», в которых собраны и систематизированы биографические данные о старообрядческих деятелях XVIII – первой четверти XIX вв. и сведения об их книжном наследии. Подобно «Хронологическому ядру староверческой церкви...», эти два труда исследователи называют новаторскими для своего времени. В «Историческом словаре...» и «Каталоге...» названы 43 деятеля беспоповских согласий, главным образом, поморского, число принадлежащих им сочинений доходит до 650. Писатели размещены в «Каталоге...» по алфавиту, внутри одной буквы – по хронологии. О каждом из них П.О. Любопытный сообщает все необходимые сведения: принадлежность к согласию, определение характера, обзор деятельности в пользу церкви, перечисление сочинений с кратким изложением их содержания и отзывами (одобрительным или отрицательным), указание на год смерти или количество лет (для живущих). Сведения о себе П.О. Любопытный поместил под именем «Платон Львович Светозаров». Материалы «Исторического словаря...» и «Каталога...» частично пересекаются, что дало основание издателям комбинировать их по своему усмотрению (оговоренному при издании). Исследователи отмечают, что несмотря на ряд недостатков (высокопарность изложения, витиеватость названий и характеристик сочинений), библиографические труды П.О. Любопытного имеют большое практическое значение: они могут быть использованы как основа при атрибуции встречающихся в рукописях анонимных старообрядческих сочинений (см. указатели Василия Григорьевича Дружинина, Елены Михайловны Юхименко, Александра Ивановича Мальцева). Исследователям точно не известно, сумел ли П.О. Любопытный осуществить другие собирательские труды, им задуманные: сборник посланий староверческих деятелей начиная с Андрея Денисова (в семи частях), «Староверческий патерик всех церквей», обозрение всех частных старообрядческих библиотек Москвы и Санкт-Петербурга, сборник правительственных постановлений по части раскола (что позже было осуществлено Василием Ивановичем Кельсиевым), собрание постановлений староверческих Соборов.



 
PR-CY.ru