ЛУПП, Луп

ЛУПП, Луп – мученик Солунский (Фессалоникийский; память 23 августа, 26 октября). Его память есть в восточных и западных мартирологах, а также в славянских месяцесловах, однако чёткого представления о Луппе эти источники не дают. Исследователи полагают, что существовало двое или больше святых с этим именем, пострадавших во время гонений в разных регионах; сказания о них постепенно были отнесены к единственному Луппу. Так, в одном из греческих синаксарных сказаний сообщается, что Лупп, благочестивый и ревностный христианин, дерзновенно обличил язычников в нечестии, опрокинул идолов и, не поддавшись на увещевания отречься от своей веры, был приговорён к смерти начальником области, где он находился. Палачи, намереваясь рассечь Луппа на части, покалечили друг друга. Опасаясь после этого чуда приближаться к святому, они решили расстрелять его из луков, но стрелы поразили их самих. Тогда они попытались умертвить Луппа с помощью пилы, однако вместо тела мученика распилили ствол дерева. С неба на служителя Христова пролилась вода, укрепляя его. В конце концов, Лупп был усечён мечом. В Мученичестве, приводимом Ростовским митрополитом Димитрием, в основе которого лежит вышеизложенное сказание, есть ряд дополнений. Лупп назван слугой (рабом) некоего господина, но свободным во Христе (ср.: 1 Кор. 7:22). Рабом Лупп назван и в двустишии, помещённом в рукописи греческого Синаксаря. Время мученичества отнесено к правлению императора Аврелиана (270–275 гг.). Вода, пролившаяся с неба на Луппа, была крещальной, т.к. Лупп не успел принять таинства, но не хотел умереть некрещёным. От мощей мученика происходили чудеса исцеления. Болландист Данаэль Папеброх называет Луппа епископом Сирмийским, однако не приводит аргументов в пользу своей версии, которая больше никакими источниками не подтверждена; 23 августа – один из дней памяти Сирмийского священномученика Иринея и, как полагают исследователи, в данном случае указание о Сирмии было ошибочно отнесено к Луппу. Наибольшее признание и распространение получило предание, в котором Лупп отождествляется со слугой великомученика Димитрия Солунского Луп(п)ом (память 26 октября). Согласно этой традиции, Лупп жил на рубеже III и IV вв. и принял мученическую кончину при императоре Максимиане Галерии (293–311 гг.) в Фессалонике. В Житии великомученика Димитрия Солунского сказано, что Лупп присутствовал при казни своего господина, собрал капли его крови в орарь и омочил в ней его перстень. От этих реликвий стали происходить чудеса, молва о которых разнеслась по городу. Император приказал казнить Луппа. Исследователи полагают, что почитание Луппа распространялось вместе с почитанием великомученика Димитрия Солунского. На рубеже VI и VII вв. о почитании Луппа в Византии свидетельствует историк Феофилакт Симокатта. По его сведениям, брат императора Маврикия (582–602 гг.) стратиг Пётр оказался по долгу службы в городе Новы (византийская провинция Новая Мёзия, близ современного города Свиштов, Болгария); местные жители просили остаться с ними на праздник в честь Луппа, в канун которого Пётр и прибыл к ним. После некоторых колебаний, вызванных спешной служебной надобностью, Пётр остался в Новах на два дня. Исследователь Т. Дьюкет предполагает, что Лупп мог быть покровителем солдат дунайской армии, от ветеранов которой Феофилакт много лет спустя и получил эту информацию. В стихе, помещённом в календаре гимнографа XI в. Христофора Митилинского, Лупп, о котоом сказано только, что он был усечён мечом, упомянут вместе с апостолом Титом, чья память также совершается 23 августа.

 
PR-CY.ru