ЛУКА ЭЛЛАДСКИЙ, Новый, Стириот - Страница 5

Как образ Луки Элладского атрибутируется изображение преподобного с подписью на хорах церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница (около 1320 г.). Святой изображён в рост, обе руки подняты в благословении; он в чёрном куколе с остроконечным завершением и в мантии. Золотисто-охристый фон, на котором он представлен, сближает его образ с «портретом» в мозаиках Осиос Лукас. На появление фигуры Луки Элладского в монастыре сербского короля Милутина, по мнению Бранислава Тодича, оказало влияние почитание преподобного в Фессалонике; оно могло быть связано с какими-то личными обстоятельствами Милутина, заказчика росписи, поскольку хоры предположительно служили местом пребывания или особого поминовения ктиторов. Выбор Луки Элладского свидетельствовал и об осведомлённости мастеров, приглашённых для росписи из Фессалоники или Константинополя. В составе преподобных Лука Элладский присутствует в афонских росписях на северной стене трапезной Великой Лавры (1535 г., мастер Феофан Критский), на пилоне северо-западной части лити в кафоликоне монастыря Хиландар (около 1320 г.). Изображения Луки Элладского исследователи встречают в минологиях: в пергаменном минологии константинопольского письма на февраль-июнь (XI в., библиотека университета Мессины), происходящем из мессинского монастыря Сан-Сальваторе, он помещён под 9 февраля, в рост, с подписью: «Лука новый». В более позднее время его образ утратил черты, свойственные изображению на мозаиках и фресках монастыря Осиос Лукас. В настенном минологии в церкви Святой Троицы монастыря Козия (между 1390 и 1391 гг.) Лука Элладский представлен вместе с Лампсакийским епископом Парфением (память 7 феврааля). Преподобный облачён в недлинную мантию, без куколя; волосы короткие и седые, борода округлая и длиннее средней. От подписи сохранились лишь начальные буквы. В лицевом минологии греко-грузинской рукописи (Российская национальная библиотека, конец XV в.) Лука Элладский изображён дважды. На миниатюре среди избранных святых – в левом нижнем углу, в рост, без куколя, правая рука перед грудью в жесте благословения, левая опущена, в оранжевой мантии и тёмно-сиреневом подряснике, с чёрным аналавом. Под 7 февраля Лука Элладский, стоящий рядом с епископом Парфением, представлен без куколя; у него короткие волосы, недлинная борода, в правой руке крест, левая перед грудью в жесте моления. Точно так же он изображён на фресках нартекса церкви святых Апостолов в Печской Патриархии (1561 г.), позади горки на одном поле с Павлом Исповедником; Лука Элладский – старец с раздвоенной бородой, куколь опущен, сохранилась подпись: «Прп. Лука». На аналойной иконе в монастыре Осиос Лукас Лука Элладский написан в куколе и мантии, в благословляющей правой руке чётки, в левой – свиток с изречением и посох. Исследователи отмечают, что на современных иконах его могут изображать совместно с Лампсакийским епископом Парфением – у них общий день памяти, 7 февраля. Лука Элладский в иноческом одеянии, в чёрном куколе, в левой руке – макет одноглавого двухъярусного храма, архитектурными деталями напоминающего кафоликон монастыря Осиос Лукас.



 
PR-CY.ru