ЛУКАС Мозер

ЛУКАС Мозер (1390–1434 гг.) – немецкий живописец верхнерейнской школы первой половины XV в., работавший в Швабии. Лукас Мозер является автором «Алтаря Магдалины» из церкви в Тифенбронне, близ Бадена, и датированного 1432 г. Надпись на раме этого алтаря гласит: «Лукас Мозер, живописец из Вайля, мастер этого произведения; моли бога за него. Кричи, искусство, кричи и жалуйся: никто теперь тебя не домогается. Увы, это так. 1431». Судя по надписи, Лукас Мозер происходил из Вейль-дер-Штадта. Однако в его искусстве нет ничего от старой швабской школы. Скорее всего, Лукас Мозер обязан своим вдохновением книжным миниатюрам братьев Лимбург и картинам Фемалского мастера, что делает его одним из самых передовых немецких художников своего времени. Тифенброннский алтарь – первое проявление новых, предвосхищающих Возрождение веяний в немецкой живописи XV в. Три главные сцены изображают эпизоды из легенды о Марии Магдалине и объединены общим фоном: слева это морской прибрежный пейзаж, справа – городские постройки приморского города. Художник стремится изобразить глубину пространства как природного, с уходящим вдаль морским заливом и ясным голубым небом, так и архитектурного с представленными в ракурсах постройками. Люди здесь не главенствуют, они составляют органическую часть окружающей среды. Множество метко схваченных деталей сообщает происходящим событиям жизненную достоверность, свидетельствуя о наблюдательности мастера и о его желании выявить в легенде черты реальности. Идиллическое настроение, окрашивающее эти изображения, завершается в тимпане, замыкающем сверху всю алтарную композицию: в маленькое пространство своеобразного треугольника гармонично вкомпонован эпизод, изображающий Христа в доме Марфы и Марии. Наклоны и повороты фигур возле стола в центре вторят линиям обрамления, пустое пространство в углах уравновешено корзиной с припасами с одной стороны и собакой – с другой. Такое же чувство равновесия и меры проявляет художник и в живописи узкой пределлы внизу, заполненной полуфигурными изображениями мудрых и неразумных дев. Среди мастеров Верхнего Рейна эпохи к Лукасу Мозеру близки Стефан Лохнер и Конрад Виц, которые ориентировались на похожие образцы, причём, как полагают исследователи, не были знакомы с работами друг друга.

 
PR-CY.ru