ЛУКАС КРАНАХ Старший

ЛУКАС КРАНАХ Старший (1472–1553 гг.) – немецкий художник эпохи Возрождения и гравёр. Большую часть своей карьеры был придворным живописцем саксонских курфюрстов, известен своими портретами как немецких принцев, так и лидеров протестантской реформации, чьё дело с энтузиазмом поддерживал. Лукас Кранах Старший не вписывается в рамки представлений о романтичном герое-одиночке, который вдохновляется прекрасными дамами, а в свободное время размышляет о чистой любви. Немецкого живописца эпохи Возрождения, в основном, привлекали причины Реформации, идеи протестантизма, а мысли о высоком и светлом чувстве сменялись размышлениями об искусстве.  Любовь к творчеству у Лукаса Кранаха Старшего была заложена в генах, молодой живописец продолжил династию художников, которую начали его дед, а потом и отец, Ханс Майер. Он же стал первым наставником своего сына, решившего пойти по проторенной дороге к искусству. Выйдя из-под тёплого отцовского крыла, Лукас Кранах Старший отправился в традиционное для начинающих живописцев путешествие по Германии. Исследователи отмечают, что если внимательно изучить работы Лукаса Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута. Так, исследователям известно, что живописец начал свой «марафон» в Баварии, где под влиянием местных мастеров написал первые работы. Оттуда Лукас Кранах Старший переехал в Австрию, а чуть позднее оказался в Вене, горные ландшафты, озёра и долины которой остались запечатлёнными на полотнах художника. В этих живописных краях он задержался на пять лет и за это время написал немало работ, которые стали пользоваться популярностью почти сразу, как только вышли из-под кисти автора. Исследователям отмечают, что в годы создания полотен «Распятие», «Стигматизация Святого Франциска» и «Покаяние Святого Иеронима» об идеальном перспективном построении не шло и речи. Более того, композиции были перегружены деталями, а рисунок выглядел так, словно состоял из вьющихся хаотичных линий. Но Лукас Кранах Старший делал беспроигрышную ставку на изображение природы, считая, что её уникальность заключается в скрытых в ней тайнах мироздания. На ранних этапах творческого развития Лукас Кранах Старший проявил себя как смелый новатор: на его полотнах прослеживалась дерзкая правдоподобность образов, асимметричная композиция и экспрессивные цветовые решения. Неслучайно картины венского периода привели современников Лукаса Кранаха Старшего к мысли, что в европейском искусстве появился новый живописец, который умеет остро чувствовать пейзаж. При этом в более поздних работах «пальму первенства» получает сказочно-идиллическая манера изображения и поэтическое восприятие природы. Одним словом, объективная реальность постепенно уступала место романтическому видению мира. Позже аналогичные принципы легли в основу дунайской школы живописи, в духе которой в 1504 г. была написана картина «Отдых на пути в Египет». Это полотно получило славу «ювелирного рисунка» и стало показательным примером для тех, кто только осваивал новые направления пейзажа.

 



 
PR-CY.ru