ЛУКА СИНЬОРЕЛЛИ

ЛУКА  СИНЬОРЕЛЛИ (около 1445/1450 – 1523 гг.) – итальянский художник эпохи раннего Возрождения умбрийской школы. Родился в Кортоне. Кроме занятий искусством принимал активное участие в общественных делах, занимал ряд гражданских должностей в Кортоне. В 1512 г. был назначен послом Кортоны во Флоренции. Его произведения, главным образом, фрески, а также несколько станковых композиций, находятся в Риме, Флоренции, Кортоне, Орвьето и др. В последние годы жизни возглавлял мастерскую в Кортоне, где по его эскизам было создано несколько алтарей. Умер в Кортоне. В ранний период творчества художник испытал влияние геометрически ясного стиля своего учителя – Пьеро делла Франческа. В его более поздних работах исследователи обнаруживают стремление к точной разработке анатомических деталей и мощной скульптурной моделировке формы – черты, свидетельствующие об обращении Луки Синьорелли к опыту Антонио Поллайоло. Во фресках «Жизнь святого Бенедикта» (монастырь Монте Оливетто Маджоре, Тоскана) Лука Синьорелли демонстрирует своё мастерство в передаче анатомии человеческого тела, перспективных сокращений, ракурсов и светотени, создавая крупные фигуры. Одно из самых известных исследователям его произведений – цикл фресок «Страшный Суд» (1499–1502 гг.) в капелле Мадонна ди Сан Брицио (капелла Нуова) собора в Орвьето. В этих фресках Лука Синьорелли предвосхищает поиски Микеланджело в области использования пластики человеческого тела в качестве главного элемента художественной выразительности. Однако сравнение «Страшного Суда» Луки Синьорелли и «Страшного Суда» Микеланджело показывает исследователям, что Лука Синьорелли гораздо больше сосредоточен на проблеме формы как таковой, нежели на способе передачи её эмоциональной выразительности. В самых драматических сценах цикла – «Гибель мира», «Воскресение» и «Гибель грешников» – изображены сотни сгрудившихся, борющихся тел, представленных во всех мыслимых положениях. Исследователи отмечают, что мастерство Луки Синьорелли в передаче ракурсов особенно ярко проявилось в изображении хаотического нагромождения образов в композиции «Гибель мира». В «Воскресении» извивающиеся мускулистые фигуры поднимаются из могил, вновь обретая своё земноё обличье.

 
PR-CY.ru