ЛОГИИ

ЛОГИИ («речения Господни», «речение», «слово оракула», «откровение», евр. синоним слова «дивре» – «слова», «деяния») – термин, обозначающий сборники изречений Иисуса Христа, устно и письменно бытовавшие ещё до написания Евангелий, ранние, досиноптические устные и письменные литературные формы иудео-христианских сказаний дидактического характера. Впервые термин «логии» употребил Папий Иерапольский (около 60 – 130 гг. н.э.), который собирал устные свидетельства в доказательство подлинности преданий о жизни и проповеди Иисуса Христа. По мнению большинства исследователей, логии были одним из важнейших источников для евангелистов. Литературный жанр логий восходит к Ветхому Завету; прообразом их служили притчи – краткие высказывания, в которых в лаконичной форме выражается какая-либо обобщённая мысль (пример можно найти в книге «Притчей Соломоновых»). В межзаветный период и евангельскую эпоху поучения учителя заучивали наизусть. Часть таких поучений авторитетных иудейских учителей была записана в первые века н.э. и составила сборник «Речения Отцов». Древнееврейский эквивалент греческого слова «логиа» может означать и «слова», и «деяния». Папий Иерапольский был епископом Иераполиса в западной Анатолии. В его книге «Изложение изречений Господних», сохранившейся в цитатах у Иринея Лионского и Евсевия Кесарийского, говорится, что «Матфей записал беседы Иисуса по-еврейски, переводил их кто как мог». Многие учёные отождествляют упоминаемые Папием Иерапольский логии с источником «Q». В книге «Деяния святых апостолов» (Деян. 20:35) говорится, что апостол Павел призывал «памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: “Блаженнее давать, нежели принимать”». Это высказывание Иисуса Христа не записано в Евангелиях и является логией. Логии обнаружены в двух «Оксиринхских папирусах», найденных в 1897 и 1904 гг. Они содержат 14 изречений Иисуса, каждое из которых начинается словами: «Говорит Иисус». Считается, что в них представлен либо фрагмент греческого оригинала апокрифического Евангелия Фомы, либо фрагмент другого близкого к нему текста. Тексту, найденному в 1897 г., исследователи Бернард Гренфелл и Артур Сарридж Хант дали название «Изречения Иисуса». Папирус был написан в первой половине III в. н.э. Папирус, найденный в 1904 г. и датированный также III в., содержит аналогичный текст. Учёные вели полемику, являются ли обе рукописи частями одного произведения. Второй найденный папирус содержит заголовок, в котором говорится, что «изречения» были адресованы Фоме и нескольким другим ученикам, так что когда в 1945 г. в Наг-Хаммади была найдена коптская рукопись Евангелия от Фомы, содержащая 114 изречений Иисуса, два греческих «Оксиринхских папируса» были соотнесены с этим апокрифическим Евангелием.

 
PR-CY.ru