ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ОДЕЖДА - Страница 9

Они символически изображают само учение, как бы «истекающее» из Ветхого и Нового Заветов, и проповедь которых является обязанностью епископов, а также учительную благодать епископства. Духовно мантия повторяет некоторые символические значения фелони, саккоса и омофора, как бы «заменяя» их, так как носится тогда, когда этих богослужебных облачений (кроме омофора) на архиерее нет. Используется архиерейская мантия во время торжественных процессий, при входе в храм и на богослужениях, в моменты определяемые Уставом. Вообще же при облачении в богослужебные одежды мантия снимается. Ми́тра (греч. – «повязка, носимая на голове») – головной убор, являющийся частью архиерейского облачения. Входит также в число предметов богослужебного облачения архимандритов и тех священников, которым право ношения митры даётся в качестве награды. Имеет грушевидную форму. Обычно выполняется из бархатных полос на жёстком каркасе, украшена жемчугом мелкого и среднего размера в виде растительного орнамента (как один из вариантов); вообще же вариантов украшения митры очень много. По бокам митры помещаются четыре малые иконы: Спасителя, Божьей Матери, Иоанна Предтечи и кого-либо из святых или праздников; верхняя часть увенчивается иконой Пресвятой Троицы или Серафима. Вместо иконы на навершии архиерейской митры водружается небольшой крест. Облачением рясофорного монаха являются ряса и камилавка; монаха малой схимы – хито́н, парама́н, ряса, мантия, клобук; монаха великой схимы – хитон, анала́в, ряса, мантия, куколь.  Хито́н (греч. – «нижняя одежда») – принадлежность облачения монахов малой и великой схимы – одежда из грубой ткани, власяница, носимая под рясой. При надевании хитона на монаха во время его пострижения говорятся слова, объясняющие духовное значение этой одежды: «Брат наш, имярек, облачается в хитон вольныя нищеты и нестяжания, во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Парама́н (греч. – «добавление к мантии») – принадлежность облачения монаха малой схимы – небольшой четырёхугольный плат с изображением Креста. Носится на теле под одеждой на четырёх шнурах. Параман, шнурами пришитый к его углам, крестовидно обнимает плечи монаха и стягивает одежду под ним. Он напоминает иноку о взятом на себя благом иге Христа. Вместе с параманом на монаха малой схимы одевается особый Крест. Параманы бывают не только матерчатыми, но и металлическими, играя при этом роль своеобразных вериг. Анала́в (греч. «аналамванин» – «воспринимать») – принадлежность облачения монаха великой схимы, то же, что параман монаха малой схимы. Представляет собой такой же, как и параман, четырёхугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, крестовидно обнимающий плечи схимника, и украшенный крестами. Монашествующие всех степеней должны иметь чётки. Они служат для частого чтения Иисусовой молитвы. Чётки (вервица, лествица, лестовка) представляют собой связанную нить, состоящую из разного количества «зёрен». Монашеские чётки обычно состоят из ста «зёрен», разделённых на десятки более крупными «зёрнами». Келейные чётки иногда содержат тысячу «зёрен» с таким же разделением. Назначение чёток в том, чтобы монах не отвлекался на подсчёт положенных ему молитв, а сосредотачивался на их сути. Таинственно-символическое значение чёток выражают такие образы, как «лестница спасения», «меч духовный», они символизируют собой непрестанную молитву, занятие которой заповедовал христианам апостол Павел, говоря: непрестанно молитесь (1 Фес. 5:17).



 
PR-CY.ru