ЛЖЕАПОСТОЛЫ

ЛЖЕАПОСТОЛЫ – библейский термин, употребляющийся для обозначения людей, деятельность которых направлена против христианского вероучения. Термин «лжеапостолы» используется в Библии только один раз (2 Кор. 11:13). Согласно этому отрывку, лжеапостолами называются «лукавые делатели, принимающие в вид апостолов Христовых». Во Втором послании к Коринфянам апостол Павел поднимает эту тему в связи с появлением так называемой коринфской смуты. Целью данного послания было сохранение внутреннего единства Коринфской церкви и привлечение её к единству всего христианского мира. Однако эта цель достигнута не была, и, в первую очередь, благодаря деятельности лжеапостолов. Исходя из исторической реконструкции текста, исследователи утверждают: когда Павел приехал из Эфеса в Коринф, он увидел, что Коринфская община ему изменила. Причём апостолу было нанесено личное оскорбление (2 Кор. 2:5–8). Павел противопоставляет себя тем, кто в русском переводе называется (по мнению исследователей, неправильно) «высшими апостолами», поскольку подразумеваются двенадцать апостолов. Но это выражение исследователи понимают как неологизм Павла, показывающий его иронию. Павел называет своих противников «больше чем весьма апостолы». Исследователи полагают, что он насмехается над их преувеличенными притязаниями на апостольское достоинство. В действительности они лжеапостолы. Но сами себя они, по всем данным, называют служителями Христовыми (« Кор. 10:7; 11:22–23). По мнению исследователей, они считали своим особым преимуществом то обстоятельство, что видели Иисуса Христа в дни его земного служения. Это вытекает из того упорства, с которым Павел доказывает, что знание Христа по плоти для настоящего уже не имеет значения (2 Кор. 5:16). С другой стороны, противопоставление Нового Завета Ветхому (2 Кор. 3:6) показывает, что противники Павла ссылались на Ветхий Завет. Сопоставление этих данных позволяет исследователям утверждать, что Коринфская смута была вызвана членами того направления иудеохристианства, которое потерпело поражение на Апостольском соборе (51 г.), но не прекращало своей деятельности и в дальнейшем. Следовательно, главной отличительной особенностью лжеапостолов является учение, которое они распространяли. В соответствии с содержанием Второго послания апостола Павла к коринфским христианам суть учения лжеапостолов состояла в синтезе иудейских и христианских теологических систем, причём первая система заметно преобладала над второй. Исследователи также утверждают, что деятельность лжеапостолов в Коринфе вызвала к жизни и другие течения, в которых можно увидеть элементы зарождающегося гностицизма. По сути, в апостольское время лжеапостолами называли учителей, проповедь которых противоречила апостольской. Впоследствии в христианской традиции лжеапостолы стали называться еретиками. Источник: Религия и религии в начале третьего тысячелетия, М., 2008 г.

 
PR-CY.ru