ЛЕВ ДИАКОН

ЛЕВ ДИАКОН (около 950 – 990 гг.) – византийский историк. Родился в состоятельной семье в небольшом городе в окрестностях Эфеса, получил образование в Константинополе во второй половине 960 гг. Многочисленные цитаты из античных авторов и аттикизирующий язык сочинений Льва Диакона указывают на его филологическую образованность: он цитировал Гомера, ссылался на сочинения Геродота и Арриана, на античных и ранневизантийских историков Фукидида и Прокопия Кесарийского, особенно часто – на Агафия Схоластика, заимствовал лексику и фразеологию из произведений Лукиана и Иоанна Златоуста. После 970 г. Лев Диакон был рукоположён во диакона, служил, как полагают исследователи, в патриаршей канцелярии. В 976 г. вошёл в число придворных клириков Василия II Болгаробойцы. В 986 г. Лев Диакон сопровождал императора в походе против болгар и едва не погиб, когда после осады Средеца византийское войско попало в засаду. Наиболее позднее событие, упомянутое в его главном сочинении «История», – землетрясение 26 октября 989 г., из-за которого пострадал храм Святой Софии в Константинополе. Рассказав о причинённых землетрясением разрушениях, Лев Диакон упоминал, что восстановительные работы заняли шесть лет, а значит, реконструкция завершилась в 995 г. Поэтому некоторые исследователи указывают 995 г. как terminus post quem для написания «Истории». Согласно Михаилу Яковлевичу Сюзюмову, фраза о восстановлении храма не принадлежит Льву Диакону, а является интерполяцией или позднейшей редакторской вставкой самого Льва Диакона. Помимо «Истории» Льву Диакону принадлежит энкомий Василию II Болгаробойце. Издатель текста Иоаннис Сикутрис и Николас Панайотакис полагали, что он создан вскоре после вступления императора Василия на престол, как полагают исследователи, около 980 г. По мнению М.Я. Сюзюмова, энкомий был написан после 995 г., поскольку в нём идёт речь о победах в болгарской и арабской кампаниях начала 990 гг. Текст лишён исторической конкретики. Противниками Василия II Болгаробойцы выступают «незаконные правители», но высокая степень риторизации текста не позволяет исследователям сказать, имеются ли в виду Никифор II Фока и Иоанн I Цимисхий или узурпаторы Варда Склир и Варда Фока. Достоверных сведений о дальнейшей жизни Льва Диакона у исследователей нет. Николас Панайотакис отождествил его с упоминающимся у Иоанна Скилицы историком «Львом из Азии», который в версии Георгия Кедрина стал «Львом [епископом] Карии». По предположению греческого учёного, после создания «Истории» и энкомия Лев Диакон был за труды поставлен на епископскую кафедру в Карии. В подтверждение гипотезы Н. Панайотакис опубликовал три письма «Льва проэдра Карии», язык этих посланий близок к языку «Истории». Поскольку по другим источникам исследователям известно, что в 997 и 1030 гг. митрополитом Карии был Иоанн, исследователи приняли эту гипотезу с осторожностью. Согласно Уоррену Тредголду, Лев Диакон мог быть возведён в сан митрополита Карии в 995 или 996 г.

 



 
PR-CY.ru