ЛЬВОВ Николай Александрович

ЛЬВОВ Николай Александрович (1753–1803 гг.) – русский архитектор, поэт, деятель художественной, музыкальной культуры и литературы эпохи классицизма. Дворянин, уроженец Тверской губернии, принадлежал к кругу петербургских архитекторов последней четверти XVIII в., представитель русских палладианцев (последователей венецианского архитектора эпохи Возрождения Антонио Палладио). Начинал с военной службы (офицер Преображенского полка), в 1773–1775 гг. – курьер Коллегии иностранных дел, в 1777 г. вышел в отставку и продолжил службу в коллегии (дослужился до чина действительного тайного советника). С 1783 г. – действительный член Российской Академии, с 1786 г. – почётный член Академии Художеств и член Вольного экономического общества; специалист в усадебном и церковном строительстве в Санкт-Петербурге и окрестностях, Тверской и Московской губерниях. Всесторонне образованный, Н.А. Львов знал несколько европейских языков, многое сделал в области техники и инженерии (землебитное строительство, конструкция печей), а также в геологии (стоял у истоков угольных разработок в России). Н.А. Львов не получил академического архитектурного образования. Славой архитектора и знатока искусств обязан природной одарённости, прекрасному художественному вкусу, развивавшемуся благодаря знакомству с выдающимися архитекторами, художниками, поэтами своего времени в России и за границей (в 1770 – начале 1780 гг. совершал поездки во Францию, в Голландию, в города Италии, в Вену). Большая часть его проектов и осуществлённых работ была связана также с его знатными покровителями, с которыми Н.А. Львов имел должностные и человеческие отношения (канцлер граф Александр Андреевич Безбородко, графы Воронцовы). В круг общения Н.А. Львова в его столичном доме и родовой усадьбе Никольское-Черенчицы входили поэты Гавриил Романович Державин, Василий Васильевич Капнист, Иван Иванович Хемницер, архитектор Джакомо Антонио Кваренги, художники Дмитрий Григорьевич Левицкий и Владимир Лукич Боровиковский, кисти которого принадлежат портреты самого Н.А. Львова, членов его семьи и домочадцев (ныне в собраниях Третьяковской галереи и Русского музея). Наряду с Дж. Кваренги Н.А. Львов стал одним из самых ярких последователей Антонио Палладио в России: изучал письменное наследие архитектора, строителя церквей и загородных вилл-дворцов, и осуществил перевод четырёх книг его трактата об архитектуре, который восходил к античному трактату Витрувия. В книгах Антонио Палладио приводились описания многих античных построек эпохи раннего христианства, формы которых итальянский зодчий повторял в возведённых им самим зданиях. К числу собственных литературных трудов Н.А. Львова принадлежит рукописный альбом «Опыт о русских древностях в Москве» (Отдел письменных источников Исторического музея), многие рисунки к которому с видами древних сооружений Москвы и её окрестностей сделаны архитектором Дж. Кваренги. В наследие Н.А. Львова входят также «Гатчинский альбом» (Гатчинский музей-заповедник), альбом А.Н. Львова (сына архитектора) 1814 г. из частного собрания в Санкт-Петербурге. В Италии Н.А. Львов посетил Ливорно, Пизу, Флоренцию, Венецию, Болонью, проявил интерес к купольным постройкам, руинированным сооружениям (в том числе садово-парковым).

 



 
PR-CY.ru