ЛЕРЕН, Лерин, Леринский монастырь - Страница 9

По мнению А. де Вогюэ, он является дополнением и развитием «Правила четырёх отцов», поэтому во всех рукописях тексты помещены вместе. Исследователь датировал составление устава 427 г. и связывал его с избранием нового настоятеля Максима. В заглавии памятник называется «Regula», а в заключении – «Statuta patrum». Поэтому А. де Вогюэ полагал, что именно этот устав упоминается в 477 г. Сидонием Аполлинарием как «statuta Lirinensium patrum vel Grinnicensium». Таким образом, устав мог происходить из монастыря Грененк (Гриниак; ныне Гриньи близ Лиона), связанного с аббатством святого Маврикия в Агауне (ныне Сен-Морис, Швейцария). В начале устава говорится, что он составлен «по преданию отцов, святых мужей», поэтому считается, что его автором был некий диакон Вигилий, о котором упоминал Геннадий Массилийский (см. Геннадий Марсельский): правило Вигилия для монахов было написано лаконично и простым языком; в нём говорилось обо всех монастырских должностях и служениях, его полагалось регулярно читать в собрании монахов. По сравнению с «Правилом четырёх отцов» во «Втором правиле отцов» исследователи видят ещё большее влияние Августина Блаженного. В частности, глава монастыря называется препозитом (praepositus), он имеет священный сан и поставлен епископом. Подчёркивается также значение единодушия братии в соблюдении правила. Говорится о христианской любви и послушании, о хранении молчания, об уважении к старшим, о работе, о провинностях, в том числе связанных с отправлением служб суточного круга. Исследователи не сомневаются, что устав адресован общежительным монахам, но в нём отмечается, что вокруг киновии живут старцы в особых келиях. Такой порядок совпадает с тем, который, по описанию Евхерия, существовал в Леринском монастыре. Однако, как полагают исследователи, в раннюю эпоху киновией считался весь остров Лерин, на котором монахи жили по отдельности или небольшими группами, собираясь вместе только на трапезу и богослужение. Согласно А. де Вогюэ, третьим леринским уставом было «Правило Макария». Этот устав, состоящий из 30 глав, в значительной мере основан на «Втором правиле отцов» и содержит цитаты из 125-го послания Иеронима Стридонского и сочинения «О молитве» Киприана Карфагенского. Доказательством леринского происхождения устава А. де Вогюэ считал упоминание о нём в «Житии святого Иоанна Реомского» (вместе с уставами Василия Великого и святых Бенедикта и Колумбана он упоминается также в «Житии святого Филиберта»). По мнению исследователя, за именем Макария скрывается леринский аббат Поркарий. На основании цитаты из латинского апокрифического «Жития Пахомия» (греческое Житие было переведено Дионисием Малым лишь в 525 г.) А. де Вогюэ датировал памятник рубежом V и VI вв. Согласно уставу, во главе монастыря стоит препозит (praepositus) или аббат, которому подчиняется препозит; монахи именуются «воины Христа» («milites Christi»). Аббату Поркарию в рукописной традиции приписывается краткое наставление в 11 главах – «Monita» («Заповеди»). Исследователи отмечают, что текст не имеет определённого адресата. В нём не упоминаются монахи и монастырь, поэтому существует гипотеза, что наставления обращены к еремитам или к какому-то клирику (возможно даже, к Кесарию Арелатскому, наставником которого был Поркарий).

 



 
PR-CY.ru