ЛАЗАРЬ, Лазарь Четверодневный - Страница 2

Несмотря на значимость события воскрешения Лазаря, Евангелие не сообщает никаких подробностей о жизни воскресшего, все остальные сведения о нём представлены в церковном Предании. Наличие рассказа о Лазаре только в Евангелии от Иоанна исследователи объясняют тем, что в нём преимущественно описываются события, которые произошли близ Иерусалима в период служения Христа, предшествующий крестным страданиям, в то время как синоптики обращают основное внимание на деяния Иисуса в Галилее. Исследователи полагают, что отсутствие сведений о Лазаре в источниках, которые вошли в евангельское повествование, объясняется стремлением обезопасить Лазаря (так называемая защитная анонимность). Умолчание об истории Лазаря в остальном корпусе Нового Завета заставило исследователей искать косвенные свидетельства. Неоднократные упоминания о том, что Спаситель любил Лазаря (Ин. 11:3, 5, 36), понимаются некоторыми исследователями как указание на то, что именно он, а не Иоанн Богослов был неназванным любимым учеником Христа (Ин. 13:23–26; 19:25–27 и др.), соответственно утверждение, что любимый ученик не умрёт (Ин. 21:23), истолковывалось как намёк на его воскрешение. Другие исследователи видят Лазаря в безымянном юноше, который последовал за Иисусом и Его учениками в Гефсиманию и оставил свой плащ в руках воинов, пришедших арестовать Христа (Мк. 14:51–52). Отдельные авторы полагают, что первоначально история о воскрешении Лазаря существовала в виде притчи, которая затем трансформировалась в рассказ о реальном событии. На устное бытование этого текста указывает начало повествования: «Был болен некто Лазарь из Вифании...» В качестве одного из источников этого повествования исследователи рассматривают притчу о богаче и Лазаре в Евангелии от Луки, отдельные темы которой перекликаются с историей Лазаря в Евангелии от Иоанна. Другие авторы считают рассказ Евангелия от Иоанна источником притчи у Луки. Помимо совпадения имён, которые больше в Новом Завете не встречаются, в обоих рассказах речь идёт о возвращении из царства смерти; другая смысловая параллель связана с реакцией иудеев на воскрешение Лазаря и со словами Лк. 16:30: «...Если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят». Тем не менее, связь между этими сюжетами носит формальный характер: в притче из Евангелия от Луки просьба богача о послании Лазаря в мир живых (т.е. о воскрешении ради свидетельства) отвергается Авраамом. Воскресший же Лазарь из Евангелия от Иоанна не свидетельствует о будущей жизни или загробном суде, а становится наглядным символом власти Иисуса Христа над смертью, предвосхищая Его воскресение. Воскрешение Лазаря – самое величайшее чудо и знамение Иисуса Христа в Евангелии (не случайно это единственное из чудес Спасителя, где его участник назван по имени). Как и в других рассказах о чудесах в Евангелии от Иоанна (Ин. 5; 9), чудо о Лазаре получает истолкование в самом тексте. В беседе с Марфой Сам Господь говорит об этом событии как о знамении будущего воскресения (Ин. 11:21–27) и об откровении славы Божьей (Ин. 11:4, 40). Символизм образа Лазаря находит отражение в последних главах Евангелия от Иоанна. Воскрешённый Лазарь выходит из гробницы обвитый погребальными пеленами, лицо его обвязано платком (Ин. 11:44), поскольку ему предстояло снова умереть. Христос после Своего воскресения оставил в гробнице Свои погребальные пелены и головной плат, в которых Он больше не нуждался (Ин. 20:6–7), став отныне неподвластным смерти. Лазарь, воскрешённый Иисусом, возвращается к жизни и впоследствии умирает, лишь на какое-то время победив смерть. Воскресение Христа не просто возвращение к этой жизни, но начало новой: Господь восстаёт из мёртвых, чтобы уже не умереть никогда.

 



 
PR-CY.ru