ЛАТЕРАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ - Страница 7

Значительная группа статей (статьи 19–26, 29–33) затрагивала вопросы реорганизации церковного законодательства. Ст. 24 отменяла права «exequatur» (т.е. контроль государства над управлением церковным имуществом и замещением церковных должностей) и «placetum regium», сохранявшиеся за государством по Закону о гарантиях, однако Папский престол должен был согласовывать избранные кандидатуры с итальянским правительством. Епископы должны были приносить присягу на верность итальянскому правительству по формуле: «Перед лицом Бога и Святым Евангелием я клянусь и обещаю быть верным Итальянскому государству и уважать (а также заставить мою паству уважать) короля и правительство, созданное согласно конституционным законам государства. Я клянусь и обещаю также не участвовать ни в каких союзах, могущих нанести вред Итальянскому государству и общественному порядку, а также не позволю принять в них участие своему клиру. Заботясь о благе и интересах государства, я приложу все усилия, чтобы избежать любых действий, способных повредить указанным интересам» (ст. 20). Разрешением противоречий между церковной и светской властями по кандидатурам на замещение низших бенефициев должны были заниматься комиссии, составленные из двух представителей государства и двух представителей Папского престола. Церковные должности не могли занимать лица, не имеющие итальянского подданства. Итальянское правительство обязывалось также пересмотреть законодательство в тех пунктах, где оно касалось религиозных вопросов, приведя его в соответствие с положениями, включёнными в Латеранские соглашения. Приходы и монашеские конгрегации получали статус юридических лиц, при этом здания, находящиеся во владении монашеских конгрегаций, освобождались от налогов. В вопросе о церковном браке Папский престол добился признания его правового статуса, равного гражданскому браку. Согласно ст. 34, после совершения церемонии бракосочетания священник должен был зачитать молодожёнам положения итальянского законодательства о браке, разъяснив им юридические последствия бракосочетания, и в течение пяти дней сообщить о состоявшемся бракосочетании гражданским властям. Вопрос об аннулировании брака должен был рассматриваться церковными властями, что крайне затрудняло процедуру развода. Проблемам религиозного образования посвящены статьи 35–40. Преподавание христианского вероучения объявлялось «основой и увенчанием народного образования». Предполагалось, что Папским престолом и Итальянским государством совместно будут выработаны программы начального и среднего религиозного образования. В церковных школах устанавливался обязательный государственный экзамен, и выпускники этих школ уравнивались в правах с выпускниками государственных школ (ст. 35). Руководители государственных (фашистских) молодёжных организаций («Балилла» и «Авангардисты») должны были составлять своё расписание так, чтобы не препятствовать молодым людям по воскресным и праздничным дням «исполнять их религиозный долг» (ст. 37). Католические учебные заведения зависели только от Папского престола (ст. 39), их дипломы признавались Итальянским государством (ст. 40). Ст. 43 конкордата признавала организации «Католического действия» и разрешала их деятельность при условии, что она не будет иметь политический характер.

 



 
PR-CY.ru